Ответы на вопросы, поступившие в адрес ФТС России в ходе подготовки и проведения вебинара.
Можно ли наносить маркировку во время временного хранения на складе (до таможенного оформления)?
Ввод в оборот на территории Российской Федерации (то есть выпуск в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) товаров, произведенных вне таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, осуществляется при наличии на таких товарах средств идентификации и указания сведений о кодах идентификации в графе 31 декларации на товары (далее – ДТ) (при соблюдении иных условий выпуска товаров, установленных ТК ЕАЭС).
Нанесение средств идентификации на товары, подлежащие обязательной маркировке, может быть осуществлено:
- вне таможенной территории ЕАЭС (например, иностранным производителем). В данном случае под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) помещается уже маркированный товар;
- на территории Российской Федерации до их выпуска в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления (реимпорта).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 158 Таможенного кодекса ЕАЭС с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая маркировку товаров. Таким образом, маркировка товаров может быть осуществлена до их ввода в оборот на территории таможенного склада при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада.
Возможность нанесения маркировки на товары, находящиеся под таможенным контролем, в иных местах, в том числе на складе временного хранения, правом ЕАЭС не предусмотрена.
Требуется ли указание кода маркировки в статистических формах при перемещении товаров в рамках ЕАЭС?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 определены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС (далее – Правила).
Правила определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств – членов ЕАЭС или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, а также статистическую форму учета перемещения товаров и правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров.
Пунктом 17 правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров (приложение 2 к Правилам) определены сведения, которые указываются в графе 12 «Описание товара».
Для товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в числе прочих сведений указываются коды идентификации (коды идентификации групповой или транспортной упаковки).
На Честном знаке висит статус обуви «Отрицательное решение ФТС», но мы имеем выпущенную декларацию. Что делать?
Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС «Маркировка») ООО «Оператор-ЦРПТ» разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти бизнес-процессы маркировки товаров средствами идентификации, в том числе бизнес-процесс «Маркировка и ввод в оборот товара, произведенного в странах, не являющихся членами ЕАЭС».
Согласно указанному бизнес-процессу участник оборота товара, получив уведомление о принятом решении таможенного органа с кодами:
«10» (выпуск товаров разрешен),
«11» (выпуск товаров при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением выпуска товаров, поименованного в позициях с кодами 12 и 13),
«12» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 ТК ЕАЭС),
«13» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 122 ТК ЕАЭС),
«14» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 123 ТК ЕАЭС),
«20» (условный выпуск товаров), осуществляет подачу сведений о ввозе товара (импорте) в ГИС «Маркировка». Участник оборота товаров регистрирует сведения о ввозе товара на территорию ЕАЭС. Квитанцию (уведомление) об успешной регистрации документа в ГИС «Маркировка» участник оборота маркированных товаров получает в личном кабинете (на адрес электронной почты).
После регистрации сведений о товаре в ГИС «Маркировка» весь зарегистрированный товар получает статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот».
Статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот» позволяет осуществлять перемещение товара до точки хранения по территории Российской Федерации, но не позволяет осуществлять передачу права собственности и вывода товара из оборота.
После регистрации сведений о ввезенном на территорию ЕАЭС товаре ГИС «Маркировка» запускает механизм проверки и получения подтверждения введенных сведений.
С учетом полученных из Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов сведений ГИС «Маркировка» осуществляет сопоставление полученных и имеющихся в ней сведений, и изменяет статус кодов идентификации на статус «Введен в оборот».
Если в полученном ответе от ЕАИС таможенных органов содержатся сведения об отказе в выпуске товаров либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров, то участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о зафиксированном нарушении и отказе в вводе товара в оборот.
Таким образом, согласно бизнес-процессу, отказ в вводе в оборот ввезенных товаров осуществляется при получении от таможенного органа сведения об отказе в выпуске товаров (код «90»), либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров (в том числе, например, выпуск товаров аннулирован – коды «51», «52», таможенная декларация отозвана до выпуска товаров – код «40» и т.п.).
В остальных случаях происходит смена статуса с «Предварительно одобренные к вводу в оборот» на «Введен в оборот», и участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о вводе товара в оборот.
Вопросы в части изменения статуса товара в ГИС «Маркировка» необходимо урегулировать участнику оборота с ООО «Оператор-ЦРПТ».
Наша компания является импортером обуви. Маркированный товар был растаможен и получен нами на склад. Существует проблема с продажей данной партии обуви, в личном кабинете «Честного знака» статус товара «Отрицательное решение ФТС», как такое возможно, и что с этим делать, т.е. по факту мы не можем продать данный товар?
Оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС «Маркировка») ООО «Оператор-ЦРПТ» разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти бизнес-процессы маркировки товаров средствами идентификации, в том числе бизнес-процесс «Маркировка и ввод в оборот товара, произведенного в странах, не являющихся членами ЕАЭС».
Согласно указанному бизнес-процессу участник оборота товара, получив уведомление о принятом решении таможенного органа с кодами:
«10» (выпуск товаров разрешен),
«11» (выпуск товаров при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением выпуска товаров, поименованного в позициях с кодами 12 и 13),
«12» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 ТК ЕАЭС),
«13» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 122 ТК ЕАЭС),
«14» (выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьей 123 ТК ЕАЭС),
«20» (условный выпуск товаров), осуществляет подачу сведений о ввозе товара (импорте) в ГИС «Маркировка». Участник оборота товаров регистрирует сведения о ввозе товара на территорию ЕАЭС. Квитанцию (уведомление) об успешной регистрации документа в ГИС «Маркировка» участник оборота маркированных товаров получает в личном кабинете (на адрес электронной почты).
После регистрации сведений о товаре в ГИС «Маркировка» весь зарегистрированный товар получает статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот».
Статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот» позволяет осуществлять перемещение товара до точки хранения по территории Российской Федерации, но не позволяет осуществлять передачу права собственности и вывода товара из оборота.
После регистрации сведений о ввезенном на территорию ЕАЭС товаре ГИС «Маркировка» запускает механизм проверки и получения подтверждения введенных сведений.
С учетом полученных из Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов сведений ГИС «Маркировка» осуществляет сопоставление полученных и имеющихся в ней сведений, и изменяет статус кодов идентификации на статус «Введен в оборот».
Если в полученном ответе от ЕАИС таможенных органов содержатся сведения об отказе в выпуске товаров либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров, то участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о зафиксированном нарушении и отказе в вводе товара в оборот.
Таким образом, согласно бизнес-процессу, отказ в вводе в оборот ввезенных товаров осуществляется при получении от таможенного органа сведения об отказе в выпуске товаров (код «90»), либо отсутствуют сведения о таможенном декларировании товаров (в том числе, например, выпуск товаров аннулирован – коды «51», «52», таможенная декларация отозвана до выпуска товаров – код «40» и т.п.).
В остальных случаях происходит смена статуса с «Предварительно одобренные к вводу в оборот» на «Введен в оборот», и участник оборота маркированных товаров получает квитанцию (уведомление) в личном кабинете (на адрес электронной почты) о вводе товара в оборот.
Вопросы в части изменения статуса товара в ГИС «Маркировка» необходимо урегулировать участнику оборота с ООО «Оператор-ЦРПТ».
Подлежат ли маркировке незавершенные производством товары легкой промышленности, ввозимые в Российскую Федерацию (в дальнейшем товары продаются предприятию для завершения процесса производства)?
Обязательной маркировке подлежат с 1 января 2021 года следующие товары легкой промышленности, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р:
Дата запрета на ввод в оборот без маркировки: 01.01.2021.
Отдельные товары легкой промышленности:
- предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи (код ТН ВЭД 4203 10 000);
- блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек (код ТН ВЭД 6106);
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков (код ТН ВЭД 6201);
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек (код ТН ВЭД 6202);
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (код ТН ВЭД 6302).
При декларировании товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) программные средства ЕАИС таможенных органов осуществляют проверку, является ли декларируемый товар подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации на основании сведений о наименовании товара, указанных в графе 31 ДТ, и кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, указанного в графе 33 ДТ.
Таким образом, обязательной маркировке будут подлежать с 1 января 2020 года товары легкой промышленности, наименование и код ТН ВЭД ЕАЭС которых включены в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р.
При этом обращаем внимание, что сроки обязательной маркировки товаров при их вводе в оборот определяются Правилами маркировки отдельных категорий товаров, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, в данном конкретном случае – пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956
«Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».
Производить перемаркировку нужно на СВХ, где хранится основная партия, или нужно перемещать товары для перемаркировки на таможенный склад?
В случае необходимости маркировки (перемаркировки) товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации, нанесение средств идентификации возможно на территории таможенного склада под таможенной процедурой таможенного склада.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 158 ТК ЕАЭС с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая маркировку товаров.
Возможность нанесения маркировки на товары, находящиеся под таможенным контролем, в иных местах, в том числе на складе временного хранения, правом ЕАЭС не предусмотрена.
Таким образом, для нанесения средств идентификации (перемаркировки) потребуется перемещение товаров со склада временного хранения на таможенный склад.
В новых статистических формах появились дополнительные поля для товаров, подлежащих маркировке. Вопрос: если товар предназначен для экспорта в ЕАЭС, то как поступить?
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств – членов ЕАЭС, или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891.
Пунктом 17 правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров (приложение 2) определены сведения, которые указываются в графе 12 «Описание товара».
Для товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в числе прочих сведений указываются коды идентификации (коды идентификации групповой или транспортной упаковки).
Таким образом, в случае вывоза товаров из Российской Федерации на территорию государства – члена ЕАЭС, в таможенный орган необходимо представить не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка товаров, статистическую форму учета перемещения товаров, в графе 12 которой должны быть указаны сведения о кодах идентификации (в случае, если перемещаемый товар подлежит обязательной маркировке средствами идентификации).
В каком документе указано, что товары на экспорт не подлежат обязательной маркировке?
В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018) (далее – Соглашение) средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
В соответствии со статьей 8 Соглашения требования к маркировке товаров не распространяются на товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта (то есть вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС), не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации).
Обязательно ли маркировать товар, который производится для отгрузки на экспорт? Экспортные клиенты и зарубежные сети требуют четкого соблюдения маркировки согласно своим требованиям. Поэтому российская маркировка (особенно на русском языке) для них неприемлема, изменяет внешний вид изделия.
В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018) (далее – Соглашение) средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
В соответствии со статьей 8 Соглашения требования к маркировке товаров не распространяются на товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта (то есть вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС), не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации).
Возможен ли условный выпуск товара с обязательством дальнейшей маркировки и последующим предоставлением маркировки таможенному органу?
В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
Статей 126 ТК ЕАЭС установлен исчерпывающий перечень случаев, когда товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными.
Исходя из приведенных положений, товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, не могут быть условно выпущены для осуществления маркировки (нанесения на товар средства идентификации и передачи сведений о таких товарах в ГИС «Маркировка»).
Нанесение на товары средств идентификации должно быть осуществлено до помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:
- либо вне таможенной территории ЕАЭС до их ввоза в Российскую Федерацию;
- либо на территории Российской Федерации на таможенном складе под таможенной процедурой таможенного склада.
Стики айкос (iqos) будут ли товарами обязательной маркировки?
Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 (далее – Правила маркировки).
В соответствии с Правилами маркировки с 1 июля 2020 года подлежат обязательной маркировке сигареты и папиросы, классифицируемые кодом 2402 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Разделом II приложения к Правилам маркировки определен исчерпывающий перечень альтернативной табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке: табак для кальяна (код 2403 11 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС), сигары, сигары с обрезанными концами (черуты) (код 2402 10 000 0), сигариллы (сигары тонкие) (код 2402 10 000 0), биди (код 2402 20 900 0), кретек (код 2402 20 100 0), табак курительный (код 2403 19 100 0), трубочный табак (код 2403 19 100 0), табак жевательный (код 2403 99 100 0), табак нюхательный (код 2403 99 100 0).
С 1 июля 2021 года ввоз в Российскую Федерацию перечисленных видов альтернативной табачной продукции не может быть осуществлен без нанесения средств идентификации.
Как передать коды маркировки на обувь покупателю в Белоруссию или каким способом необходимо списать коды со своей организации?
Данный вопрос относится к компетенции оператора ГИС «Маркировка» ООО «Оператор-ЦРПТ».
Со своей стороны обращаем внимание, что в настоящее время организовано информационное взаимодействие между оператором ГИС «Маркировка» ООО «Оператор-ЦРПТ» и оператором национальной системы маркировки товаров Республики Беларусь РУП Издательство «Белбланкавыд». По информации Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Беларусь белорусским субъектам хозяйствования выдаются российские средства идентификации (двухмерные штриховые коды DataMatrix), которые белорусские участники оборота товаров наносят на товары, подлежащие обязательной маркировке в Российской Федерации и планируемые к ввозу (ввозимые) в Российскую Федерацию. Соответствующая информация о промаркированных товарах передается национальным оператором Республики Беларусь в ГИС «Маркировка».
Таким образом, по вопросам, касающимся получения кодов идентификации на товары, ввозимые в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, либо перемещаемые белорусскому покупателю с территории Российской Федерации, необходимо обращаться в ООО «Оператор-ЦРПТ».
Маркировка товаров при ввозе в Российскую Федерацию обязательно должна быть на русском языке?
Средства идентификации, которые наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, представляют собой код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода (как правило, DataMatrix), формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными соответствующими Правилами маркировки (утверждаются отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации в отношении каждой категории товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации).
Средство идентификации состоит из цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов.
Если код физически потерян на упаковке (товаре), но при этом он есть в базе ГИС «Маркировка», нужно маркировать заново данный товар?
Согласно разъяснениям Минпромторга России, являющегося координатором создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации, в случае отсутствия средств идентификации на товаре и/или отсутствия в ГИС «Маркировка» сведений о нанесении средств идентификации товар признается немаркированным.
Требуется ли маркировка на медицинские изделия?
С 1 июля 2020 года подлежат обязательной маркировке средствами идентификации лекарственные препараты для медицинского применения (статья 67 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»).
Исключение составляют лекарственные препараты для медицинского применения, произведенные до 1 октября 2020 года и ввозимые на территорию Российской Федерации в период до 1 января 2020 года, на которые Росздравнадзором выдано согласование, оформленное на основании решения созданной при Росздравнадзоре Межведомственной комиссии (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 955).
В настоящее время в Российской Федерации проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям (постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2019 № 1028).
Кроме того, Минпромторгом России, обладающим полномочиями по разработке предложений по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, прорабатывается вопрос о проведении эксперимента (пилотного проекта) по маркировке отдельных видов медицинских изделий.
В настоящее время медицинские изделия обязательной маркировке средствами идентификации не подлежат.
В случае ввоза немаркированного товара и открытии транзита, местом доставки указывать таможенный склад? Если указать местом доставки не таможенный склад, то транзитная декларация не будет оформлена?
В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
В случае если на территорию Российской Федерации ввозится немаркированный иностранный товаров, произведенный вне таможенной территории ЕАЭС, но подлежащий в Российской Федерации обязательной маркировке средствами идентификации, до его декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления он должен быть перемещен на таможенный склад для нанесения средств идентификации (пункт 2 статьи 158 ТК ЕАЭС).
Таким образом, если открытие транзита осуществляется в целях последующей маркировки товара и его ввода в оборот на территории Российской Федерации (то есть его выпуска в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта), осуществляется помещение ввезенного товара под таможенную процедуру таможенного транзита (место доставки таможенный склад) (статья 151 ТК ЕАЭС), помещение под таможенную процедуру таможенного склада для проведения маркировки на территории таможенного склада, и далее завершение таможенной процедуры таможенного склада таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ4070).
В правила по маркировке обуви не попали в исключения полупары, которые ввозятся для демонстрации. Планируется ли внесение изменений в правила маркировки в этой части?
Статьей 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС определено, что требования об обязательной маркировке товаров средствами идентификации не распространяются на:
- пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
- товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);
Аналогичные положения установлены Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515, а также Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860.
Таким образом, маркировка образцов обувных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации не в целях, указанных выше, и помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, является необходимой.
Для внесения изменений в Правила маркировки обувных товаров, учитывающих специфические особенности оборота обувных товаров, предлагаем обратиться в Минпромторг России, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, для внесения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 необходимых изменений.
Юридическому лицу необходима ли маркировка обуви для выставки в своих шоу-румах, которая не предназначена для продажи?
Статьей 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС определено, что требования об обязательной маркировке товаров средствами идентификации не распространяются на:
- пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов ЕАЭС, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
- товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);
Аналогичные положения установлены Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515, а также Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860.
Таким образом, маркировка образцов обувных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации не в целях, указанных выше, и помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, является необходимой.
Для внесения изменений в Правила маркировки обувных товаров, учитывающих специфические особенности оборота обувных товаров, предлагаем обратиться в Минпромторг России, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, для внесения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 необходимых изменений.
Колесо (шина + диск) не подлежит маркировке. В дальнейшем при вводе в оборот и последующей продаже шины отдельно от диска нужно ли указывать таможенную декларацию, по которой товар оформлен как колесо?
Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 (далее – Правила маркировки).
После 1 ноября 2020 года при ввозе в Российскую Федерацию иностранных шин, произведенных вне таможенной территории ЕАЭС, классифицируемых кодами 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации, за исключением следующего случая.
Ввод в оборот немаркированных шин может быть осуществлен в период с 1 ноября до 15 декабря 2020 года в случае, если ввозимые шины приобретены до 1 ноября 2020 года (абзац десятый пункта 2 Правил маркировки).
Колеса в сборе обязательной маркировке не подлежат и при их декларировании в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта таможенный контроль в части проверки соблюдения требований законодательства об обязательной маркировке не осуществляется. Кроме того, идентифицировать составную часть колеса в сборе по таким декларациям на товары не представляется возможным.
В случае последующей продажи на внутреннем рынке шин, ввезенных в составе колеса в сборе, и выявлении таможенными органами при проведении контрольных мероприятий (в том числе совместно с подразделениями МВД России и Роспотребнадзора) отсутствия маркировки таких шин средствами идентификации, такие товары признаются немаркированными, что может повлечь за собой административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 15.12 КоАП России либо уголовную ответственность в соответствии со статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Импортный товар во время открытия транзита может быть не маркирован? В этом случае нужно везти товар исключительно на таможенный склад?
Нанесение средств идентификации на товары, подлежащие обязательной маркировке, может быть осуществлено:
- вне таможенной территории ЕАЭС (например, иностранным производителем). В данном случае под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) помещается уже маркированный товар;
- на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 158 ТК ЕАЭС маркировка товаров может быть осуществлена на территории таможенного склада при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада.
В соответствии со статьей 8 Соглашения требования по маркировке товаров не распространяются на товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке.
Таким образом, в случае ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной маркировке, на которые не нанесены средства идентификации, такие товары могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита для перемещения на таможенный склад для последующего нанесения на товар средств идентификации.
Если товар импортируется для собственных нужд, уполномоченный экономический оператор может маркировать у себя данный товар в течение временного хранения?
Если товар подлежит обязательной маркировке средствами идентификации, то его маркировка на территории Российской Федерации может быть осуществлена на таможенном складе (пункт 2 статьи 158 ТК ЕАЭС).
В настоящее время прорабатывается возможность установления специального упрощения для уполномоченных экономических операторов, осуществляющих перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в части реализации возможности нанесения средств идентификации на товар на его площадках.
Проект решения коллегии ЕЭК «Об определении дополнительных специальных упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам» в части предоставления уполномоченным экономическим операторам II и III типов специального упрощения в виде возможности маркировать товары на собственных площадках находится в Евразийской экономической комиссии на рассмотрении.
Какова ответственность декларанта, если по результатам контроля после выпуска товаров будет выявлен факт не целевого использования тех же резиновых сапог?
Статьей 171.1. Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 15.12 КоАП России предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта.
В случае выявления факта несоблюдения условий маркировки товаров средствами идентификации, установленных законодательством в сфере маркировки товаров, контрольно-надзорными органами будут приниматься соответствующие меры в рамках имеющихся полномочий.
После подачи ДТ процедура ИМ 40 таможенным представителем в ходе таможенного досмотра, таможенным органом были выявлены товары с отсутствующей на них маркировкой, либо не читаемой (поврежденной) маркировкой. Будет ли в этом случае таможенный представитель привлечен к административной ответственности?
Статьей 171.1. Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 15.12 КоАП России предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта.
В случае выявления факта несоблюдения условий маркировки товаров средствами идентификации, установленных законодательством в сфере маркировки товаров, контрольно-надзорными органами будут приниматься соответствующие меры в рамках имеющихся полномочий.
Должен ли импортер, получивший коды маркировки от ЦРПТ и направивший их иностранному поставщику для нанесения на товар, направить в ЦРПТ информацию о факте нанесения иностранным поставщиком данных кодов маркировки на товар? Каковы последствия непредоставления такой информации в ЦРПТ? Просьба перечислить все статусы кодов маркировки с момента получения кодов из ЦРПТ до вывода товаров из оборота.
Данный вопрос относится к компетенции оператора ГИС «Маркировка» ООО «Оператор-ЦРПТ».
Должны ли включаться в таможенную стоимость расходы по обязательной маркировке товаров средствами идентификации (например, оплата за присвоение кодов идентификации)?
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с положениями главы 5 ТК ЕАЭС.
Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, подлежащие включению в таможенную стоимость ввозимых товаров, а также вычеты, выделенные из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, не подлежащие включению в таможенную стоимость товаров, регламентированы положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.
Иные доначисления к цене, а также вычеты из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не учитываются.
Вопрос добавления к цене сделки расходов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации, должен рассматриваться индивидуально, с учетом всех условий и обстоятельств внешнеэкономической сделки.
Решения о добавлении расходов на маркировку в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров должны приниматься по результатам таможенного контроля и на основании документов, отражающих сущность и содержание внешнеторговой сделки в отношении ввозимых товаров, а также анализа всех условий и обстоятельств, сопутствующих продаже товаров для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Требуется ли маркировать обувь, ввозимую для собственных нужд предприятия (товар не предназначен для коммерческой деятельности)?
Правила маркировки обувных товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 (далее – Правила маркировки).
Правилами маркировки определено, что комплекс мер, необходимых для маркировки товаров, начиная с регистрации в ГИС «Маркировка» и заканчивая внесением в ГИС «Маркировка» сведений о выбытии товара из оборота, в том числе и нанесение средств идентификации на товары, осуществляют участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Пунктом 2 Правил маркировки определены участники оборота обувных товаров, а также способы и цели ввода в оборот, оборот и (или) вывод из оборота, использования таких товаров.
Согласно пункту 2 Правил к участникам оборота обувных товаров не относятся юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающие обувные товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей).
Таким образом, требования по маркировке средствами идентификации не распространяются на обувные товары, ввозимые в Российскую Федерацию для собственных нужд.
Товар должен быть промаркирован при ввозе?
Маркировка товаров, произведенных вне таможенной территории ЕАЭС и ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) осуществляется таможенный контроль в части соблюдения требований законодательства в сфере маркировки товаров.
В частности, в целях принятия решения о выпуске товара, подлежащего обязательной маркировке, таможенные органы осуществляют проверку сведений о средствах идентификации в графе 31 ДТ (пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257), проводят сверку данных о маркированных товарах, указанных в ДТ, с информацией, полученной по запросу таможенного органа из ГИС «Маркировка».
Кроме того, маркировке средствами идентификации подлежат товары, подлежащие обязательной маркировке, произведенные вне таможенной территории ЕАЭС, но ввозимые с территорий государств – членов ЕАЭС. Средства идентификации на такие товары должны быть нанесены до фактического перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации.
Исключение составляют товары, включенные в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, но не подпадающие под требования об обязательной маркировке. Такие исключения установлены:
- статьей 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС;
- пунктом 3 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515;
- а также правилами маркировки отдельных категорий товаров, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Требуется ли внесение сведений о средствах идентификации в графе 31 ДТ ИМ70 после проведения маркировки товаров на таможенном складе? Будет ли отсутствие сведений о средствах идентификации в графе 31 ДТ ИМ70 препятствием для последующего выпуска товаров для внутреннего потребления (с указанием этих сведений в ДТ ИМ40)?
В соответствии со статьей 4 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС средства идентификации наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке, до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
Таким образом, указание сведений о кодах идентификации в графе 31 ДТ при помещении товара под таможенную процедуру таможенного склада (ИМ70) не требуется.
После нанесения на товар средств идентификации при завершении таможенной процедуры таможенного склада таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ4070) в графе 31 ДТ в обязательном порядке указываются коды идентификации маркированного товара (коды групповой упаковки, коды транспортной упаковки) на основании пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.
Возможно ли внесение изменений в ДТ до выпуска товаров, в части сведений средствах идентификации, заявленных в графе 31 ДТ с ошибкой при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по мотивированному обращению декларанта/таможенного представителя (если декларант/таможенный представитель самостоятельно выявил ошибку), либо таможенный орган откажет в выпуске этих товаров? Будет ли является заявление таких ошибочных сведений о средствах идентификации товаров основанием для возбуждения дела об АП таможенным органом на основании положений части 3 статьи 16.2 КоАП РФ?
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» в графе 31 ДТ под номером 13 в Российской Федерации для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации, необходимо указание сведений о кодах идентификации товаров, о кодах идентификации групповой упаковки, кодах идентификации транспортной упаковки.
В соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, и сведений в электронном виде ДТ на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и случаи таких изменений установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».
Вопрос по агрегированному таможенному коду (АТК). Он на данный момент может использоваться при оформлении ДТ? Или сейчас этот вопрос не доработан? Интересует именно АТК, а не Код идентификации групповой упаковки (КИГУ) и Код идентификации транспортной упаковки (КИТУ), которые агрегируются и наносятся на упаковку, в то время как АТК по факту формируется виртуально для прохождения таможенных формальностей и никуда не наносится. По инструкции о заполнении ДТ не вижу возможности использования АТК, в том числе и потому, что кодовое обозначение уровня маркировки позволяет занести только три значения: 0 - средство идентификации нанесено на товар, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку), 1 - средство идентификации нанесено на групповую упаковку, 2 - средство идентификации нанесено на транспортную упаковку), а также (через знак разделителя «/» при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе) коды идентификации товаров или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку (далее - коды идентификации групповой упаковки), или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на транспортную упаковку (далее - коды идентификации транспортной упаковки). Если АТК можно использовать, то какой должен ставиться уровень маркировки?
В настоящее время в соответствии с пунктом 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, при помещении товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта в графе 31 ДТ указываются сведения о кодах идентификации (кодах идентификации групповой упаковки, кодах идентификации транспортной упаковки).
В целях упрощения и ускорения совершения таможенных операций в части возможности агрегирования (объединения) кодов идентификации и указания в ДТ только агрегированного таможенного кода (далее – АТК) подготовлен, согласован российской стороной и направлен в Евразийскую экономическую комиссию (далее – ЕЭК) проект Решения Коллегии ЕЭК о внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары, утвержденный Решением КТС от 20.05.2010 № 257, в части установления обязанности декларанта по указанию в графе 31 ДТ информации об АТК.
После его издания и вступления в силу у декларанта появится возможность агрегирования кодов идентификации и указания АТК в графе 31 ДТ.
Прошу обосновать почему нельзя наносить на СВХ? Если товар остается неизменным.
Учитывая нормы ст. 27 N 184-ФЗ от 27.12.2002. маркировка наносится только с целью информирования и только для дальнейшего обращения товаров на рынке ЕАЭС. По моему мнению ФТС России в данном случае превышает свои полномочия в части технического урегулирования, заставляя импортеров наносить знаки еще в период таможенной очистки. Более того на основании разъяснительных писем принуждает участников ВЭД заниматься подобными процедурами исключительно на таможенных складах, тем самым завышая себестоимость импортируемого товара.