Стенограмма выступления с заседания круглого стола «ЕАЭС 2021 – работа без границ», проведенного в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС, июнь 2021 г.
«Добрый день, коллеги. Я представляю ЦРПТ. Мы в Российской Федерации являемся официально уполномоченными Правительством организацией, которая реализует этот проект в рамках государственно-частного партнерства с Минпромторгом, который у нас является публичным партнером. Коротко обозначу ту работу, которую мы проводим совместно с операторами в других странах.
На этом слайде обозначены преимущества системы маркировки, Коротко охарактеризую состояние проекта, некоторые данные. Сейчас у нас промаркировано двадцать три с половиной миллиарда единиц товаров, в системе зарегистрировано более тридцати тысяч участников, соответственно, маркировка осуществляется по 9 товарным группам, если не брать меховые изделия, т.к. меховые изделия маркируются с помощью иной технологии – контрольно-идентификационными знаками. Помимо этого Минфин сейчас запускает маркировку ювелирных изделий, она стартует в добровольном порядке, но вскоре станет обязательной, соответственно, о ней будет выпущено постановление Правительства.
Мы сейчас запустили приложение для потребителей, путем этого приложения реализуется функция общественного контроля, когда каждый потребитель может в торговой сети проверить подлинность товара, корректность маркировки. Приложение уже скачало более трех миллионов пользователей. Также нами запущено приложение для государственных органов, с помощью которого они могут реализовывать контрольно-надзорные функции, проверять подлинность товара, корректность нанесения маркировки.
Здесь на слайде представлено наше видение целевой модели маркировки, которая должна быть реализована в рамках ЕАЭС. Основным параметром мы считаем взаимное признание кодов маркировки, чтобы избежать различных барьеров и дополнительных затрат для бизнеса. Соответственно, это позволит обеспечить свободное движение товаров, в том числе, импортируемых из третьих стран.
Важным пунктом здесь является интеграция национальных информационных систем. Мы уже реализовали такую интеграцию в Российской Федерации, например, с государственной информационной системой таможенных органов, в рамках запуска маркировки молока. Интеграция реализована с ФГИС «ВетИС». Также сейчас планируется такая же интеграция в полном объеме с системой Роспотребнадзора, которая будет позволять проверять такие документы, как свидетельство о государственной регистрации, предусмотренное техническим регламентом на пищевую продукцию. Также мы планируем интеграцию с Федеральной службой по аккредитации для проверки документов о подтверждении соответствия. Планируется интеграция с Роспатентом и другими информационными системами госорганов.
Важным направлением в работе является единый подход к защите кодов маркировки Советом Евразийской комиссии принято решение по единым принципам криптографической защиты. Это решение будет реализовываться, там предоставлен переходный период до 2023 года, в рамках которого мы планируем выработать единые подходы к криптографической защите, что также позволит снизить барьеры, унифицировать требования, соответственно, обеспечит свободное движение товаров.
На данном слайде коротко говориться о состоянии маркировки в Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии. Как было отмечено, принято 6 решений по маркировке товаров. Это те классические решения, которые предусматривают информационное взаимодействие и дальнейшее взаимное признание с учетом применения унифицированных подходов к структуре кодов маркировки. Два решения – по алкоголю и табаку – принято с учетом особенностей оборота. В проекте находятся два решения – по маркировке воды, по этому поводу Постановление Правительства уже вышло и опубликовано 31 мая 2021 г., и по маркировке велосипедов. Данный проект сейчас в разработке, в высокой степени готовности в Российской Федерации. Собственно, все эти группы, кроме алкоголя, они маркируются в Российской Федерации, тут опять не указаны шубы и драгоценные камни, поскольку оператор там не ЦРПТ.
Коротко также хотелось бы отметить состояние системы маркировки в других государствах. В этом году, можно сказать, достигнут значительный прогресс в части маркировки в Республике Беларусь, принят ряд нормативных актов, в частности, базовый указ Президента, перечень продукции, подлежащей маркировке, в разработке правила по маркировке молока. Маркировка молока синхронизирована по срокам с введением в Российской Федерации, то есть из-за ограничений нормативного характера, она стартует с 8 июля, а далее синхронно с Российской Федерацией. Также с 1 ноября планируется введение маркировки обуви в Республике Беларусь и маркировки шин с 1 декабря. По всем этим трем группам мы планируем обеспечить взаимное признание кодов уже в этом году. По молоку такая работа уже проводится, подготовлены изменения в нормативно-правовые акты и реализованы соответствующие процессы в системе. С 1 марта в Республике Беларусь будет введена маркировка товаров легкой промышленности, тоже со взаимным признанием кодов.
Чтобы хотелось еще отдельно сказать. Все операторы уже определены во всех странах и с ними у нас подписаны межоператорские соглашения, и в той или иной мере реализуется сотрудничество, интеграция систем.
Республика Казахстан. Действительно с 1 июля планируется введение маркировки обувных товаров. Соответствующие уведомления направлены в Комиссии, и уже введена маркировка табачных изделий. Пилоты – это лекарственные средства и алкогольная продукция, молочная продукция и изделия легкой промышленности.
В Киргизской Республике с 1 июля стартует маркировка табачных изделий и алкогольной продукции.
В Республике Армения в этом году был определен национальный оператор, соответственно, готовность системы пока низкая. Мы совместно над этим работаем. Есть инициатива по введению маркировки обуви пока без сроков.
И следует также отметить еще страну-наблюдателя, с которой мы также работаем, это Республика Узбекистан. Там уже введена маркировка по трем товарным группам – это табачные изделия, алкогольная продукция и пивоваренная продукция. Проводятся пилоты по маркировке лекарств, бутилированной воды и бытовой техники.
Во всех странах, кроме Республики Беларусь, используются российские технологии. Например, в Киргизской Республике это полностью российские наработки. Мы их реализуем в рамках межправительственного соглашения, которое было подписано в феврале этого года. В остальные странах – это либо совместимые решения, либо наши технологии. В Республике Беларусь реализуют свою систему, которая интегрирована в нашу систему. Наверное, на этом все. Если есть вопросы, готов ответить».
Ответы на вопросы:
- Денис Анатольевич, Вы упомянули Решение № 129, которое касается введения маркировки на территории Беларуси. Соответственно, мы, как члены Ассоциации производителей шин, обеспокоены двумя моментами. Первое: если говорить о номенклатуре товаров, которые включены в маркировку. В отличие от РФ, в Беларуси вводится маркировка и на велошины в том числе. Мы задавали этот вопрос в ЕЭК, и я хотела бы услышать ответ, есть ли движение по этому вопросу. И второй вопрос. В этом решении опять есть пункт, во-первых, про резервный таможенный код, который был обещан при вступлении маркировки на шины в ноябре, в прошлом году, но который так и не был представлен нам. И вопросы, действительно ли в Беларуси будет введен агрегированный таможенный код упаковки, и как он тогда будет выглядеть – не понятно. И второй вопрос. Этим решением прописан вопрос готовности интеграции систем в июле 2021 года. На сколько Вы оцениваете в процентном соотношении готовность?
Д. А. Козин: Спасибо большое за вопрос. По поводу велошин вопрос этот, конечно, к регулятору – Министерству промышленности. Насколько мне известно, мы планируем исключить их из Решения. Соответственно, так как Решение № 129 имеет приоритет в межнациональном законодательстве, я думаю, что Республика Беларусь его должна выполнять. А по поводу агрегированного таможенного кода, насколько я знаю, в Решении № 257 мы внесли соответствующие изменения весной этого года, решение Коллеги по данному вопросу принято, это решение для Российской Федерации, к нему сейчас присоединилась Киргизская Республика. Мы считаем, конечно, что страны по мере введения у себя маркировки должны к нему присоединяться и также обеспечивать таможенное оформление, в том числе и по требованию этого решения. Соответственно, и с учетом агрегированного таможенного года, касательно таможенного оформления, если я правильно понял Ваш вопрос.
- Да, но никаких изменений, вступивших в силу на практике, касательно Решения № 257, создания агрегированного кода, нет. Поэтому здесь и вопрос обеспокоенности в том, насколько готова интеграционная система Беларуси к таким изменениям, если не будет создания агрегированного кода.
Д. А. Козин: Да, я понял. Наверное, речь об изменении нашего постановления. Давайте это отдельно обсудим. Что касается присоединения Республики Беларусь к Решению № 257, мы считаем, что – да, действительно, эта работа должна быть ускорена, потому что, если Республика Беларусь к нему не присоединится, будут, скажем, дисбалансы в регулировании. Поэтому мы с коллегами будем вести консультации по этому вопросу. И третий вопрос (о готовности интеграции системы, которая приписана решением к июлю 2021 г.), если говорить про процессы с национальным оператором, то у нас эти процессы будут готовы к сроку обеспечения взаимного признания, то есть чуть раньше, чтобы все успели протестировать.