Стенограмма выступления на заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике.
«Добрый день, коллеги. Начнем. Итак, национальная система прослеживаемости Российской Федерации. На уровне государств-членов Евразийского экономического союза было принято решение о создании единой системы прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС из третьих стран.
Методологической основой такого функционирования стало Соглашение о механизме прослеживаемости от 29 мая 2019 года. Этим соглашением предусматривается создание двух сегментов системы – наднационального, внешнего сегмента, который обеспечивает обмен информации о пересечении границы между участниками ЕАЭС, и национального сегмента прослеживаемости, который обеспечивает прослеживаемость внутри страны. О таком как раз сегменте, о национальной системе прослеживаемости, мы сегодня и разговариваем.
Национальная система прослеживаемости – это фактически информационная система, которая работает в основе и соответствии с положениями указанного соглашения, обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости и операциях, связанных с оборотом таких товаров. Функционирования такой системы направлено на создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, подтверждение законности таких операций, а также обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом и перемещением товаров с территории одного государства ЕАЭС на территорию другого государства. Таким образом, национальная система прослеживаемости является не только исполнением международных обязательств Российской Федерации, но способствует обелению секторов экономики, связанных с прослеживанием товаров через увеличение негативных последствий применения серых или черных схем с импортными товарами, а также способствует пересечению ввоза самого серого импорта, исключения его ввода, ввода контрафактной и контрабандной продукции в легальный оборот Российской Федерации.
Для функционирования данной системы, естественно, подготовлена нормативная правовая база, сейчас вашему вниманию представлено – на каком этапе согласования принятия находятся те или иные документы. Так, уже внесены изменения в Налоговый кодекс и закон «О налоговых органах Российской Федерации», которые указывают на то, что ФНС является оператором системы прослеживаемости, вводятся определенные требования в Налоговый кодекс, обязанности дополнительные налогоплательщикам. Данный Федеральный закон еще в ноябре месяц принят, и все требования, которые предусмотрены, стартуют с 1 июля 2021 года. В рамках Федерального закона сейчас проходит процедуру согласования проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях, в котором будет предусмотрена административная ответственность за нарушения требований, установленных для операций с прослеживаемым товаром, а также целый цикл постановлений Правительства, которые должны обеспечить методологической основой именно функционирование самой системы на территории Российской Федерации. Среди них вот хочу обратить внимание на два самых, наверное, основополагающих — это функционирование самой системы и перечень товаров. Перечень товаров уже находится на рассмотрении в аппарате Правительства. Постановление о функционировании системы находится на данный момент еще в Минюсте на согласовании и ожидается буквально на днях, сегодня-завтра, также передача уже в аппарат Правительства. В данных постановлениях заложены сами основы, механизмы и требования к операциям, требования к документам и фактически, когда они вступят в силу, это будет как раз дата начала функционирования системы прослеживаемости.
Итак, что же это вообще за система прослеживаемости? Ее механизм достаточно простой и базируется на документарном принципе посредством погружения в документе уникального идентификатора, регистрационного номера партии товара, сокращенно РНПТ. Обычно он состоит из номера декларации на товары и порядкового номера товарной партии в такой декларации. Данные реквизиты указываются в документах и, соответственно, тем самым обеспечивается прослеживаемость товара. Потому что из одного документа этот уникальный идентификатор переносится в другой документ, передаточный между налогоплательщиками, а также наполняется сведениями в регистрах учета бухгалтерского, в налоговом учете, такие документы аккумулируются потом системой и являются источниками функционирования самой системы. При этом документы такие будут исключительно в электронном виде, соответственно, налогоплательщики и хозяйствующие субъекты должны обеспечить электронный документооборот, как продавцы, так и покупатели. Вся эта информация аккумулируется в нашей системе прослеживаемости, оператором которой является ФНС и дальше происходит ее сопоставление, и тем самым мы можем прослеживать товар на всем жизненном цикле импорта товаров – с момента воза до момента реализации конечному потребителю, либо его выбытию в связи, например, с экспортом таких товаров.
В частности, представлена схема всего жизненного цикла импортного товара, и какие документы будут содержать информацию об операциях с прослеживаемым товаром, вот представлена сейчас на слайде. При этом, уже имеющиеся документы, такие как декларации на товары, декларация по НДС, будут просто насыщены дополнительными реквизитами прослеживаемости. В первую очередь, это РНПТ, а дальше количественная единица, единица измерения прослеживания товара для того, чтобы мы могли отслеживать цепочки, говорить о какой из них, в каком количестве содержания построились операции. А также есть новые документы, специфические для обеспечения работы самой прослеживаемости - это уведомления о поставках и ввозе на территорию Российской Федерации, уведомления о перемещении в страны ЕАЭС прослеживаемого товара и отчет об операциях с прослеживаемым товаром.
Для функционирования и работы системы, естественно, требуется тесное взаимодействие с информационным ресурсом Федеральной таможенной службы. Данная информация является одной из основных и, в принципе, является стартом, в частности, декларация на товары при импорте является стартом прослеживаемости. У нас уже налажен обмен такими сведениями с нашими коллегами. Информация, которую получает наша система, естественно, также сопоставляется с данными, которые нам представлять будут налогоплательщики, и на основе этого сопоставления будут выявляться различного рода несоответствия, риски, о чем, как бы мы в частности, будем сообщать в Федеральную таможенную службу, а также насыщать ее базы информацией об операциях с прослеживаемыми товарами и, соответственно, цепочками, что поможет, по нашему мнению естественно, обеспечить качественный контроль за такими товарами после выпуска в оборот Российской Федерации таких товаров.
При этом сама система прослеживаемости у нас внедряется поэтапно. Так на старте у нас все налогоплательщики, вне зависимости от системы учета, основной либо специальный режим налогообложения будет являться участниками прослеживаемости таких товаров, если совершает операции с ними. Для этого плательщики, которые находятся на основной системе налогообложения, погружают информацию о прослеживаемых товарах в декларации по НДС, а налогоплательщики, находящиеся на специальных режимах, будут отображать такие операции в специальном документе, в отчете о прослеживаемых товарах. При этом на основе обязательного электронного документооборота вся эта информация аккумулируется в базе данных Налоговой службы, как оператора системы прослеживаемости, а также в электронном виде передается между хозяйствующими субъектами – от продавца к покупателю. С 2022 года, со второй половины планируется ввести административную ответственность за нарушение требований при совершении операций с прослеживаемостью товаров. Данная норма является специально отложенной для того, чтобы бизнес успел адаптироваться, адаптировать свои процессы под требования и условия функционирования системы прослеживаемости. Фактически целый год будет для того, чтобы привести, нормализовать свой учет, нормализовать свои бизнес-процессы и при этом, если какие-то требования не будут соблюдены в этот период, то такие налогоплательщики не будут привлекаться к административной ответственности. Cледующий этап, который максимально приблизит нашу систему к целевой схеме функционирования - это получение непосредственно самих первичных документов в виде электронных счетов фактур и универсальных передаточных документов, которые ходят в рамках электронного документооборота через операторов электронного документооборота. Мы такие документы будем получать непосредственно от операторов в течение суток, то есть фактически, начиная там с 2023 года, мы сможем обеспечивать систему прослеживаемости в режиме максимально близком к онлайн, что является, наверное, целеполаганием функционирования этой схемы. В целом, готовность к запуску нашей национальной системы прослеживаемости, в преимущественном большинстве мы готовы, за исключением некоторых моментов. Сейчас я на них немножко подробнее остановлюсь.
У нас проведён эксперимент, который длился с 2019 года, в котором был утвержден перечень товаров для эксперимента, который лег в основу перечня товаров, подлежащих прослеживаемости. В ходе эксперимента, обсуждая с бизнес-сообществом, из этого перечня исключены интегральные схемы, все остальные как бы товары остались и предлагаются к прослеживаемости. Напомню, что Постановление о перечне товаров сейчас находится на рассмотрении в аппарате Правительства.
Налоговой службой организована широкая информационная кампания для уведомления налогоплательщиков о системе прослеживаемости, о требованиях, которые выдвигает эта система. Так, в частности, мы более полутора миллионов своих налогоплательщиков оповестили через систему представления налоговой и бухгалтерской отчетности, различные публикации в средствах массовой информации.
Всеми субъектами Российской Федерации проведены семинары для налогоплательщиков. Также на нашем уровне достаточно часто и регулярно происходят совещания с различными ассоциациями, в которых обсуждаются вопросы, в которых обсуждаются различные предложения по функционированию системы. Естественно, это все влияет на те нормативно-правовые акты, которые сейчас у нас сейчас проходят этап согласования. Налоговой службой разработаны специальные электронные сервисы, которые выложены на сайте www.nalog.ru, а также обеспечено подключение к этим сервисом через API, который позволит проверить корректность регистрационного номера партии товара и узнать прослеживается тот или иной товар или нет.
В данный момент уже завершено тестирование с разработчиками учетных систем и операторами электронного документооборота по обмену данными с нашей системой. Также совершено тестирование обмена данными с Федеральной таможенной службой и в настоящее время происходит уже наполнение нашей промышленной системы данными из таможни.
Главным препятствием, небольшой паузой в старте прослеживаемости является готовность нормативно-правовых актов. Подчеркиваю, что основные постановления, это о перечне товаров и функционированию самой системы. В ближайшее время они должны быть рассмотрены в аппарате Правительства и по дате принятия и готовности этих постановлений будет дан отсчет старту национальной системы прослеживаемости». В принципе, наверное, у меня все. Коллеги, большое спасибо, может быть есть вопросы какие-то».
Ответы на вопросы
- Отчет прослеживаемости необходимо делать на вывозимые товары в страны ЕАЭС?
Д. Ю. Черепанов: Нет, отчет о прослеживаемости, в случае вывоза товаров, прослеживаемых в странах ЕАЭС, представляется уведомление о перемещение товаров. Такое уведомление представляется в налоговые органы в течение 5 дней с момента вывоза таких товаров. Кстати говоря, с формами, форматами, требованиями, всеми проектами документов можно ознакомиться на сайте www.nalog.ru в разделе «Национальная система прослеживаемости».
- Почему его нельзя связать со статистической формой, чтобы это был один документ?
Д. Ю. Черепанов: Мы рассматривали такой вариант – связать его со статистической формой, но препятствием к такому результату было разное целеполагание этих документов и, соответственно, разные даты представления этих документов. Мы стремимся максимально оперативно приблизить нашу систему прослеживаемости к онлайн контролю, поэтому сделали отдельное уведомления.