Стенограмма выступления на заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике.
Анастасия Александровна Вяткина, начальник отдела развития технологий после выпуска Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.
«Я хотела бы представить краткую презентацию, что такое маркировка, а вот Александр Ступников уже представит конкретные вопросы, связанные с внесением изменений в части маркировки товаров в отношении уполномоченных операторов, складов временного хранения, то есть покажет практическую реализацию. Я просто напомню, что такое маркировка, как она связана с таможенной системой и как будет использоваться.
Нормативно-правовая база берет свою основу с Соглашения о прослеживаемости, реализуется также в рамках национального законодательства с учетом закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», есть рамочное Постановление Правительства №515, определяющее правила маркировки и положение о системе маркировки товаров. В Российской Федерации установлены и модель, и концепция, и определён конкретный перечень товаров, который постоянно актуализируется и дополняется, а также установлены все внутренние, скажем так, национальные проекты постановлений Правительства, уточняющие правила нанесения средств идентификации товаров в отношении отраслевой продукции, существующей в Российской Федерации.
Коротко о координаторах и операторах системы и федеральных органах исполнительной власти, кто участвует в нем - это Минпромторг России, представлен координатором и обладает компетенцией по изданию всех этих нормативно-правовых документов. Оператор системы - всем известный Центр развития перспективных технологий, министерства, которые участвуют, а также федеральные органы исполнительной власти, в том числе и Федеральная таможенная служба.
Вся маркировка еще начиналась в рамках Соглашения и была зафиксирована в отношении меховых изделий.
Сегодня у нас уже несколько товаров введены в эту систему, обращаются уже на протяжении 2020 года второй год - это табачная продукция, это фототовары, парфюмерная продукция, это обувь, шины, это товары легкой промышленности, это с нового года к нам подключилась молочная продукция.
Также принято решение о введении маркировки в отношении упакованной воды, первый ее этап начинается в декабре этого года.
В настоящее время также подписано постановление Правительства в отношении велосипедов и велосипедных рам. Ожидание ее в двадцать втором году.
Также проводятся эксперименты, то есть которые могут завершиться принятием решения о введении обязательной маркировки в отношении реабилитационной техники, в отношении никотиносодержащей продукции, пивной и слабоалкогольной, и сегодня к нам подсоединяются такие товары, если можно такое слово употребить, как биологически активные добавки.
Но здесь следует обратить внимание, что биологически активные добавки, которые подлежат регистрации в реестре таких препаратов. И на площадке Минпромторга также обсуждается введение маркировки в отношении медицинских изделий, включая то, что сегодня уже маркируется - это медицинские изделия для непосредственного использования потребителями.
Стоит обратить внимание, что есть исключения из правил, они установлены как Соглашением, так и некоторыми нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
К ним относится такой, скажем, значительный перечень товаров, в основном это товары, которые используются либо в виде образцов, либо каких-то товаров, ввозимых в рамках каких-то конференций, выставок, личного пользования, непосредственно дипмиссиями, что связано и которые имеют ограниченный круг использования.
И что касается того процесса, где участвуют таможенные органы. Таможенные органы осуществляют ввод товаров в оборот – иностранного происхождения и товаров Евразийского экономического союза. Нанесение средств идентификации предусмотрено как на иностранной территории в ходе производства этого товара и перепродажи, так и в Российской Федерации в части применения двух таможенных процедур, это таможенного склада и свободного склада. Также ещё добавилась процедура свободной экономической зоны, но вопрос ее остается открытым, потому что процедура включения регулируется 16 Федеральным законом.
Что касается товаров, перемещаемых в рамках трансграничной торговли, то
нанесение средств идентификации осуществляется до фактического перемещения таких товаров в Российскую Федерацию.
Ввод товаров в оборот осуществляется таможенными органами в следующих случаях. При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также реимпорта товаров. Но товары Союза, еще раз повторюсь, это перемещение, непосредственный ввоз в Российскую Федерацию.
Кратко, что из себя представляет процесс маркировки и взаимодействие его с информационными системами таможенных органов.
Остановлюсь на том, что участник оборота эмитирует марки, наносит средства идентификации, осуществляет регистрацию таких документов в Государственной информационной системе маркировки товара, наносит эти средства идентификации, осуществляет регистрацию декларации на товары, при необходимости, если товары ввезены без средств идентификации, применяет процедуру таможенного склада, осуществляет декларирование товаров. Таможенными органами при выпуске с таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления, осуществляется контроль заявленных сведений в декларации на товары, в том числе сведения о кодах идентификации, осуществляется перепроверка этих сведений с Государственной информационной системой маркировки товаров, принимается решение о выпуске товаров и вводе товаров в оборот для последующей реализации и нахождения его в обороте.
Очень кратко представлен механизм взаимодействия информационной системы маркировки товаров и Единой информационной системы таможенных органов. Он автоматизирован, все сведения происходят в запросно-ответном режиме, в сроки выпуска товаров. То есть, информация поступает от минуты до 4 часов, как это предусмотрено положениями таможенного законодательства о сроках выпуска таких товаров.
И остановлюсь на том, как же эти сведения указываются в декларации на товары. Для них предусматривается отдельная графа, где заявляются те сведения, которые эмитированы в Государственной информационной системе и представлены участнику в электронном виде, они указываются в 31 графе и фиксируются должностным лицом и осуществляется его перепроверка, контроль. На основании этой перепроверки осуществляется выпуск товаров и ввод товаров в оборот.
Аналогичные же сведения указываются в статистических формах учета перемещения товаров при подаче их в рамках трансграничной торговли. Также подлежит указанию коды идентификации, определенные правила зафиксированы и используются Постановлением Правительства № 891. Также эта отчетность подлежит предоставлению в электронном виде, сведения вносятся в систему в электронном виде.
Всегда есть горячая линия, потому что сведения носят массивный характер. Сведения могут быть предоставлены как в индивидуальном виде, так и агрегированного формата, и все горячие вопросы и ответы размещены на нашем сайте ФТС России, можно обратиться как с ознакомительной частью и можно задать конкретный вопрос, на который можно получить конкретный ответ.
Спасибо за внимание».
А. А. Ступников, начальник отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России
«Добрый день, уважаемые коллеги. Я позволю немножко дополнить Анастасию Александровну в ее докладе в той практической части, в которой она меня представила. Действительно, в прошлом году мы по просьбам бизнеса начали работу по разработке нормативных правовых актов, допускающих маркировку товаров на площадках оператора. Стоит отметить, что ФТС России, конечно, не является здесь уполномоченным органом в части определения политики по маркировке товаров, но поскольку обращения бизнеса поступали активно, то бездействовать тут мы не имели такой возможности и разработали соответствующие проекты решений, в том числе проекты решений, допускающие маркировку товаров на площадках операторов в виде дополнительного специального упрощения. Этот проект достаточно долго рассматривался на площадке ЕЭК и до сих пор рассматривается. Он был поддержан активно бизнесом на площадке ЕЭК и поддержан был всеми государствами кроме Республики Беларусь, которая по своим причинам активно выступала против такого решения. На текущий момент, на конец этого месяца назначено заседание консультативного комитета по таможенному регулированию на площадке ЕЭК, на котором будет принято решение - возможно ли этот проект решения рассмотреть на площадке ЕЭК, либо возможно будет делегировать такие полномочия или реализовать такие полномочия в рамках национального законодательства. Если на площадке ЕЭК как раз будет принято решение о том, что эти полномочия целесообразно реализовывать в рамках национального законодательства, то мы оперативно подготовим все соответствующие нормативные акты и это будет таким более быстрым решением, разрешением такой патовой ситуации, которая возникла.
По нашему мнению, уполномоченные экономические операторы наиболее, пожалуй, достойные для того, чтобы осуществлять маркировку товаров на собственных площадках, кроме того, бизнес, как я уже говорил, активно выступал за наличие такой возможности, ну и мы бы хотели, чтобы эта ситуация разрешилась как можно быстрее.
В дальнейшем мы также планируем развивать специальные упрощения для уполномоченных экономических операторов. Есть ряд инициатив, с которыми выступило и бизнес-сообщество, в том числе, и Ассоциация уполномоченных таможенных операторов, Это повысит привлекательность этого института и сделает более удобными, более доступными бизнес-процессы, без необходимости получения дополнительных свидетельств и совершения дополнительных операций и снизит расходы для участников ВЭД. В целом, пожалуй, это все, что я хотел бы дополнить, если есть какие-то вопросы, готов ответить. Спасибо».