Выступление на Международном таможенном форуме – 2021, 21.10.2021.
«Добрый день, уважаемые друзья, коллеги. С удачным началом нашего Форума. Несмотря на серьезнейшую ситуацию с ковидом прошу всех беречь себя, близких, всех, кто рядом с вами находится, максимально соблюдать все меры предосторожности, чтобы праздник наш не омрачить.
Действительно, создание единой сети электронных таможен и Центров электронного декларирования – краеугольный камень, фундамент нашей Комплексной программы развития 2018-2020 годов. Владимир Иванович Булавин эту программу утвердил на самом высоком уровне, и у Председателя Правительства, и Президентом она была поддержана, поэтому это для нас, я считаю, важнейшее достижение последних лет, которое определяет нашу работу на годы вперед.
Давайте начнем, коротко расскажем о том, что у нас есть. Как я уже сказал, у нас автоматизация шла по определенным этапам, по определенным достижениям. 2014 год – когда декларирование стало электронным, оно стало повсеместно внедряться. Потом мы пошли дальше, пошли по пути цифровизации процедур – авторегистрация, автовыпуск. И как я говорил, уже с приходом Владимира Ивановича Булавина к руководству Федеральной таможенной службы, мы создали Комплексную программу, когда в одном системном документе мы прописали как будет апробироваться система таможенных органов. Базой для системной реформы стало внедрение электронного декларирования, в первую очередь, это для импорта и экспорта. Сегодня это скорость совершения таможенных операций.
Посмотрим на этапы цифровизации таможенных органов:
- Начало внедрения электронного декларирования – 2002 год
- Удаленный выпуск товаров, создание ЦЭД – 2010 год
- Доля электронного декларирования 99,9%, авторегистрация экспорта – 2014 год
- Автовыпуск экспорта, авторегистрация импорта – 2015 год
- Автовыпуск импорта – 2016 год
- Начало создания единой сети ЦЭД – 2018 год
- Завершение создания единой сети ЦЭД – 2021 год
Доля электронных деклараций в 2021 году составляет 99,9%. Среднее время выпуска товаров (для безрисковых товаров) по импорту – 63 минуты, по экспорту – 36 минут.
Поэтапный процесс создания ЦЭДов подразумевал целый комплекс мероприятий. До начала реформы у нас было порядка 650 мест таможенного оформления по стране, то есть постов, куда можно было подать таможенную декларацию. Естественно, с таким количеством, обилием сложно было обеспечить единство правоприменительной практики, сложно было контролировать всякие коррупционные проявления, уже не говоря про каналы связи – всякие технические, материально-технические обустройства. Я думаю, те, кто давно работает, сталкивался и помнят, что на одном посту богато сидят люди – мраморные стены, на другом посту – приходишь, а там ободранные табуретки, непонятная техника стоит, ободранные столы и вообще люди в каких-то жутких условиях трудятся. Нужно было решить, как я уже сказал, целый комплекс материально-технических, информационно-технических, энергетических проблем – подвести питание, энергетику, обеспечить резервирование каналов связи, создать людям нормальные условия. Это была одна из задач с тем, чтобы наши таможенные инспекторы, выпускающие инспекторы трудились, чтобы им было приятно приходить на работу, как всем нам. Мы все хотим приходить в чистое и красивое помещение, сидеть за удобными рабочими местами и сосредоточиться исключительно на своих профессиональных обязанностях.
Как я уже сказал мы двигались от малых объемов к крупным в течение трех лет, и в течение 2018, 2019, 2020 годов мы создали совершенно новую, с нуля практически, инфраструктуру, которая сегодня включает в себя 16 Центров электронного декларирования, сеть территориально распределенных ЦЭДов. Они специализированы по видам транспорта, это морские три ЦЭДа – Владивосток, Балтика (Северо-Запад) и Новороссийск, то есть покрываются соответствующие морские бассейны. Это Авиационный Центр, который обслуживает Московский авиационный узел, 86% всего нашего оборота авиационных грузов. Это специализированные потоварные ЦЭДы – энергетический и акцизный, ну и, соответственно, региональные ЦЭДы, в каждом федеральном округе есть свой Центр электронного декларирования. Плюс Калининград, который в силу своего местоположения требует особого внимания, ну и Московский областной Центр электронного декларирования, который обслуживает крупнейшие экономические центры страны.
Как выглядела единая сеть электронных таможен и ЦЭД с 2018 по 2020 года:
2018 год:
- более 500 мест таможенного декларирования, 33,6% деклараций оформляется в ЦЭД
- открыты: Приволжский ЦЭД (ЭТ), Уральский ЦЭД (ЭТ), Северо-Кавказский ЦЭД (ЭТ), Владивостокский ЦЭД, Новороссийский ЦЭД, Калининградский ЦЭД.
2019 год:
- концентрация таможенного декларирования в ЦЭД – 67%
- открыты: Сибирской ЦЭД (ЭТ), Балтийский ЦЭД, Московский областной ЦЭД, Акцизный специализированный ЦЭД, Авиационный ЦЭД, Энергетический ЦЭД
2020 год:
- 16 мест таможенного декларирования, 97,5% объема декларирования сконцентрировано в ЦЭД
- открыты: Центральный ЦЭД (ЭТ), Дальневосточный ЦЭД (ЭТ), Север-Западный ЦЭД (ЭТ), Южный ЦЭД (ЭТ)
16 Центров электронного декларирования, 16 мест, которые, естественно, гораздо легче контролировать, естественно, гораздо эффективнее можно достигать единства правоприменительной практики, выросла производительность труда.
В свое время, еще когда в экспериментальных режимах работали, еще в 2014-2015 году, мы увидели, что концентрация декларирования в одном месте приводит к повышению производительности труда. То есть, у нас на 20-30% повысился выпуск на одного инспектора. Эта структурная реформа, административная, как я уже сказал, материально-техническая и информационно-технологическая, она привела к тому, что вот эти 16 точек.
Вторая сторона нашей реформы – это автоматизация. Я хотел бы обратить особое внимание на автоматизацию наших процедур. Мы в прошлом году проводили Коллегию, примерно год назад, в декабре прошлого года по автоматизации и посчитали, а что нам дает автоматизация с точки зрения производительности труда. Автоматизация – это, в первую очередь, высвобождение человека от рутинных и непроизводительных операций. Те декларации, которые не попали под риски, те декларации, которые поданы компаниями низкого уровня риска, выпускаются автоматически. Вот здесь цифры даны для всех компаний. Это для высокого, для низкого, для среднего уровня риска, для всех. То есть у нас уже больше 26% от всех деклараций выпускается полностью автоматически. Из них по импорту больше 20%, по экспорту порядка 40%. Это нам позволяет высвободить более 1000 единиц должностных лиц. То есть это, примерно, 1000 выпускающих инспекторов. Это вторая сторона медали нашей реформы, вторая сторона наших преобразований.
Я не хочу занимать много времени, мы можем еще много говорить, но мне хотелось бы сказать, что одновременно была проведена структурная реформа, и одновременно была проведена серьезная работа в области автоматизации.
Результаты реформы:
- Повышение уровня управления таможенными органами
- Повышение эффективности и результативности таможенного контроля
- Снижение издержек участников ВЭД
- Обеспечение полноты взимания таможенных платежей
- Создание комфортной среды для добросовестного бизнеса в условиях равной конкуренции
- Оптимизация рабочей нагрузки, штатной численности и расходов на содержание таможенных органов
В соответствии с таможенными процедурами экспорта, выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны зарегистрировано в автоматическом режиме – 82% деклараций на товары от общего количества оформленных деклараций.
В соответствии с таможенными процедурами экспорта, выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны выпущено в автоматическом режиме – 26% деклараций на товары от общего количества оформленных деклараций.
Дальше в этой структуре мы еще, надеюсь, поработаем определенное количество лет, сейчас главное добиться, чтобы она работала как часы, как хорошо отлаженный механизм взаимодействия с постами фактического контроля.
Следующее направление – это совершенствование фактического контроля и взаимодействия с Центрами электронного декларирования, ну и дальнейший рост автоматизации. Мы надеемся, что те компании, которые даже пока не попали в автоматизацию, но увидели, как другим стало хорошо от автоматизации, они будут туда стремиться, добиваться получения статуса компании низкого уровня риска и двигаться вперед».