Доклад начальника отдела таможенной статистики Уральского таможенного управления Е. Н. Казыриной на вебинаре Уральского таможенного управления .
«Добрый день, уважаемая аудитория.
Согласно пункту 2 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункту 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 № 891 (далее – Постановление) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано представлять в таможенный орган статистическую форму.
Статистическая форма представляется в таможенные органы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление статистической формы на бумажном носителе не предусмотрено.
Срок представления статистической формы: не позднее 10-го рабочего дня, месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.
Статистические формы учета перемещения товаров представляются в таможенные органы только заявителем. Т.е. иное лицо (например, таможенный представитель) не может представлять статформы в таможенный орган за своего клиента-участника ВЭД.
Заявитель обязан представлять в таможенный орган статистическую форму своевременно, содержащую достоверные сведения, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистические формы представляются на товары, учитываемые в статистике взаимной торговли в соответствии с Методологией, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 года № 210.
В соответствии с частью 21 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289 статистическая форма учета перемещения товаров не представляется в отношении товаров:
- перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
- не подлежащих учету в соответствии с методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза;
- подлежащих декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне;
- отдельных категорий товаров, определяемых Правительством Российской Федерации.
На товары, содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, подача статформ заблокирована.
Необходимо отметить, что в целях учета в Российской Федерации отдельные товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС (нефть сырая, нефтепродукты, газы нефтяные, парафин и т.п. товары), в соответствии с соглашениями Правительства Российской Федерации с Правительствами государств - членов ЕАЭС о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов, подлежат таможенному декларированию так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Начиная с отчетного периода февраль 2021 года заблокирована подача статистических форм на экспорт в отношении товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию. Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Заявитель считается исполнившим свою обязанность по своевременному представлению статформы, если она представлена в установленные сроки. Датой представления статформы является дата ее направления в таможенный орган через личный кабинет, т.е. фактически это дата регистрации статформы.
Статистическая форма считается содержащей недостоверные сведения, если она заполнена с нарушением Правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров. В случае выявления должностным лицом таможенного органа признаков представления недостоверных сведений в поданной статформе, у заявителя запрашиваются дополнительные сведения из документов, используемых для заполнения графы 10 «Документы» статистической формы, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Непредставление или несвоевременное представление статистической формы в таможенный орган, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет привлечение к административной ответственности по статье 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно данной статье может быть наложен административный штраф:
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении по статье 19.7.13 КоАП может быть вынесено до истечения одного года с момента совершения административного правонарушения.
Заявитель считается исполнившим обязанность по представлению статформы, содержащей достоверные сведения, в следующих случаях:
- если, получив уведомление об обнаружении должностным лицом таможенного органа недостоверных сведений, не позднее 10 рабочих дней со дня его получения представил в таможенный орган через личный кабинет новую статформу с достоверными сведениями вместе с заявлением об аннулировании прежней статформы. Т.е. в этом случае административная ответственность не наступает, несмотря на то, что недостоверные сведения в статистической форме выявило должностное лицо таможенного органа
- если самостоятельно обнаружил факт представления недостоверных сведений до его обнаружения должностным лицом таможенного органа и представил в таможенный орган через Личный кабинет новую статформу с достоверными сведениями и заявление об аннулировании прежней статформы.
Обращаю Ваше внимание на основные ошибки, допускаемые заявителями при подаче статистических форм:
- Неверно указан отчетный период (обычно ошибка возникает, когда на основе одной СФ делают другую, забывая изменить период);
- Неверно указан код товара (например, код товара - указан код транспортного средства, а вес нетто товара очень маленький, либо описание товара не соответствует коду ТН ВЭД товара);
- Неверно указаны весовые или стоимостные характеристики товара (ошибаются в разрядности числа: в документах указан вес товара в тоннах и количество тонн указывается в СФ, как килограммы);
- Неверно указан код вида транспортного средства, либо указан код «99» (имеют место случаи, когда для товара, который не может сам передвигаться, например консервы, запчасти и т.п., указывают, что товар перемещается своим ходом; также не редки случаи указания кода вида транспорта «99» - «Прочие», хотя вариантов перемещения через ту же Российско – Казахстанскую границу не много, обычно авто либо железнодорожный транспорт);
- Неполный перечень документов в 10 графе (в графе могут указывать только договор и больше ни одного документа, указывают неверные номера сертификатов и разрешений и т.п.).
Все эти ошибки рассматриваются таможенными органами как недостоверное заявление сведений, что влечет административную ответственность по статье 19.7.13 КоАП.
Следует отметить, что после заполнения статформы делается проверка ее заполнения – форматно-логический контроль. Проверяется заполнение всех обязательных полей (помеченных красной звездочкой), осуществляется проверка на достоверность по средним ценам и среднему весу товаров. Критические ошибки при проверке статформы – при которых она не может быть зарегистрирована - выделяются красным цветом. Информационные предупреждения – оранжевым.
На данном этапе можно исправить некорректные данные. Если данные заполнены верно, то одновременно со СФ возможно заполнить и подать в таможенный орган пояснения по проверке. Для заполнения вручную пояснений по проверке можно скачать шаблон. Зарегистрированную статистическую форму нельзя исправить, ее можно только аннулировать.
Зарегистрированная статистическая форма подлежит аннулированию в следующих случаях:
- в статформе выявлены ошибки заполнения, неточности;
- статформа была задублирована;
- таможенным органом в статформе выявлены недостоверные сведения;
- весь товар или его часть по каким-либо причинам был возвращен продавцу и т.п.
Возможны два варианта аннулирования статформы:
- С подачей новой статформы взамен аннулируемой» (например, необходимо исправить обнаруженные неточности/ ошибки в зарегистрированной статформе);
- Без подачи новой статформы .
В случае «Аннулирования с подачей новой статформы взамен аннулируемой» зарегистрированная статистическая форма будет аннулирована, а новая с внесёнными изменениями – представлена в таможенный орган и зарегистрирована.
Аннулирование выполняется автоматически. Как правило, аннулирование статформы с подачей новой выполняется по следующим причинам:
- В статформе выявлены ошибки, неверные данные, неполные данные.
- Часть товаров, указанных в статформе, была возвращена продавцу из-за ненадлежащего качества или утраты свойств товара в процессе транспортировки.
В случае «Аннулирования без подачи новой статформы» зарегистрированная статформа будет аннулирована, а новая в таможенные органы не представляется. В данном случае аннулирование выполняется только должностным лицом таможенного органа по запросу заявителя, при этом статформа может получить отказ в аннулировании.
Это может произойти в следующих случаях:
- электронная подпись, которой заверено заявление на аннулирование, не прошла проверку (не подходит для заверения таможенных документов);
- инспектор таможенного органа после рассмотрения причин аннулирования статформы принял решение об отказе в аннулировании (при этом инспектор указывает причину отказа).
Как правило, аннулирование статформы без подачи новой выполняется по следующим причинам:
- Отгрузка (получение) товаров, указанных в статформе не состоялась.
- Зарегистрировано несколько статформ на одну отгрузку (получение) товаров.
- Статформа подана на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Статформа подана на товары, на которые в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации Порядком требования о подаче статформ не распространяются.
- Товары, указанные в статформе, были возвращены продавцу из-за ненадлежащего качества или утраты свойств товара в процессе транспортировки.
Спасибо за внимание».
Подскажите, покупатель из РК хочет купить прибор как физ. лицо.
Код ТН ВЭД запретный 9031. Нужно ли готовить СТ-1 на вывоз физ. лицу за пределы РФ и надо будет подавать в следующем месяце статистическую отчётность в ФТС?
1 Сведения о товарах: Товар №1: Код товара: На товары, классифицируемые кодом единой ТН ВЭД ЕАЭС 8541590000, в соответствии с пп. 2.1 ст. 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, отсутствует необходимость подачи статистической формы.
Данный ТН ВЭД указал в нашей Лицензии на вывоз ФСТЭК России
Кроме того, не следует брать код по ТН ВЭД из лицензии, т.к. она не подтверждает его правильность.
подскажите, пожалуйста, каким документом это регламентировано?
Спасибо!
Подскажите пожалуйста, если после приемки ввозимого товара обнаружено несоответствие веса и составлен акт Торг-2, то в статформе указывается первоначальный вес и цена или после корректировки?
Спасибо.
Отгрузка в Казахстан на юр лицо, у которого директор то же физ лицо как у Организации Экспортера в РФ.
Считается ли эта отгрузка как между взаимозависимыми и надо ли на нее подавать статформу ?