Стенограмма выступления М. А. Селивановой в рамках круглого стола «Союз без границ: Реализованные цели и новые вызовы. Итоги 2021 года» на Международном конгрессе предпринимателей ЕАЭС, прошедшем 30 ноября 2021 года.
«Благодарю Вас, приветствую всех участников сегодняшнего мероприятия и благодарю за предоставленную возможность выступить по обозначенной теме.
На сегодняшний день те задачи, которые мы поставили для себя и задачи, которые ставят перед нами главы государств, в том числе, и в части создания более эффективного таможенного регулирования, они сосредоточены вокруг реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, которые является, по сути дела, документом, определяющим вектор перспективного развития Союза.
Стратегия состоит из общих концептуальных положений, мер и механизмов в 33 позиции, структурированных в 11 системных блоков по направлениям деятельности Союза. Перечень мер и механизмов, выполнение которых предусматривает выработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов Союза и внесение порядка 25 изменений, дополнений в Договор о Союзе и, соответственно, в национальные законодательства государств – членов.
В целях реализации Стратегии 5 апреля 2021 года Советом Комиссии был утвержден план реализации стратегических направлений, который, по сути дела, является дорожной картой, где определены четкие сроки исполнения каждого мероприятия.
Возвращаясь к теме таможенного регулирования – это третье направление и в стратегических направлениях, и в плане реализации Стратегии, которое предусматривает в целом 18 мероприятий, из них 10 отнесено к компетенции непосредственно нашего Департамента, но я остановлюсь на наиболее значимых.
Современный мир живет сегодня в эпоху серьезной трансформации, и это не просто трансформация, а мировая экономика вступила в свой новый цифровой этап, который затрагивает все сферы жизни. В настоящее время и ЕАЭС концентрирует внимание на цифровизации, создании новых цифровых сервисов и лучших условий для перемещения товаров.
В соответствии со Стратегией основная задача блока по таможенному сотрудничеству Комиссии состоит в совершенствовании таможенного регулирования, которое предполагает расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании, совершенствование Таможенного кодекса с учетом практики его применения, внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля и унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД. В этой связи дальнейшее развитие таможенного регулирования ориентировано на расширение применения цифровых технологий в таможенной сфере, которые обеспечивали бы автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц. Цель – создать правовую основу для дальнейшего развития электронного документооборота, поскольку современные реалии требуют ускорения всех процессов и их цифровизации и вывода на другой технологический уровень.
Одним из главных инструментов, которым располагает Евразийская экономическая комиссия в достижение поставленных целей, является совершенствование Таможенного кодекса с учетом практики его применения и внесения изменений в акты органов Союза. Это предусмотрено и пунктом 3.1.1 стратегических направлений.
Надо отметить, что еще при подготовке Стратегии стало очевидно, что нужно подходить уже к следующему этапу совершенствования таможенного регулирования, то есть надо уже готовить поправки в Таможенный кодекс. С момента принятия Таможенного кодекса, его практического применения возникли вопросы, которые требуют уточнения действующих положений таможенного законодательства и выявлены новые направления совершенствования, над которыми нужно работать, но поскольку жизнь не стоит на месте, все развивается и, соответственно, как оказалось, два с половиной года работы, на момент 2020 года, оказались достаточным сроком, чтобы задуматься над новыми идеями и воплощать новые проекты в жизнь.
В этой связи в 2020 году на площадке Комиссии была начата работа по внесению изменений в Таможенный кодекс. Работа ведется в рамках рабочей группы. Она так и называется – рабочая группа по совершенствованию таможенного регулирования Союза. В состав рабочей группы вошли заместители руководителей министерств и ведомств, должностные лица Комиссии и представители бизнеса. Высокий уровень ее участников является залогом качественного оперативного принятия необходимых решений. А участие представителей бизнес-сообщества в данной работе позволяет обеспечить баланс интересов всех участников таможенных правоотношений на разумной и справедливой основе.
Непосредственной подготовкой изменений в Таможенный кодекс занимается экспертная группа, созданная при рабочей группе.
По итогам предварительной работы Комиссии с уполномоченными органами нужно сказать, что сначала в Комиссию поступали обращения от уполномоченных органов сторон, от представителей бизнес-сообщества, было порядка 330 предложений по внесению изменений и корректив в Кодекс, которые были направлены сторонам для проработки, и в результате принято решение, что из всего этого массива поступивших предложений на сегодняшний день выделено 66 перспективных направлений, которые опять же, несмотря на то, что, вот у меня с собой эта таблица, но я не хотела бы эти вопросы озвучивать, поскольку все меняется, и вот буквально у нас сегодня идет заседание экспертной группы, поступили серьезные предложения от Республики Казахстан в части вопросов по переработке, то есть это будет еще меняться, и сейчас конкретно останавливаться, рассказывать вам про эти предложения пока нецелесообразно, потому что каждое из них методично рассматривается на экспертной группе и не факт, что все они войдут в проект и будут, самое главное, поддержаны сторонами. Это такой ключевой момент. Но тем не менее на сегодняшний день мы определились, что 66 направлений, это основные приоритетные, по которым нам предстоит работать.
И еще, возвращаясь к плану реализации Стратегии, нашей дорожной карте – обозначены сроки реализации каждого мероприятия. Так вот, данная работа, ограничена по срокам – до 2024 года мы уже должны будем выйти с конкретными и не одним проектом протокола о внесении изменений в Кодекс, так, чтобы оно шло как-то поэтапно и более проще, нежели комплексно ждать и пакетом вносить все изменения.
Большинство поправок затрагивает вопросы применения таможенных процедур, совершение таможенных операций, отдельных категорий товаров, и, кроме того, представителями бизнеса предложено совершенствовать такие актуальные темы, как уточнение порядка и условий перемещения через таможенную границу контейнеров, это уже взято в серьезную проработку, стороны поддержали это предложение. Дальше такие направления, как уплата платежей, контроль таможенной стоимости, вопросы классификации и многие другие.
Особое внимание уделено вопросам деятельности уполномоченных экономических операторов с учетом мировой передовой практики. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию и развитию этого института путем разработки и принятия актов Комиссии, направленных на максимальную реализацию отсылочных норм Таможенного кодекса. Например, принято решении Комиссией, утверждающее требования к пломбам, применяемым именно уполномоченным экономическим оператором, и признаваемым в качестве средства идентификации. Это решение дало возможность операторам применять свои пломбы вместо таможенных средств идентификации, и что потенциально может сократить время совершения таможенных операций и издержки.
В настоящее время на площадке Комиссии прорабатываются вопросы, связанные с возможным расширением упрощений. Продолжается работа, направленная на определение Комиссией типовых требований к системе учета товаров, которые позволят сблизить подходы государств-членов в данном направлении.
Все эти перечисленные мероприятия, все эти вопросы, безусловно, их реализация будет способствовать облегчению и сокращению расходов бизнеса, участвующего во внешнеэкономических связях, с тем, чтобы сделать таможенный контроль в будущем действительно менее заметным и затратным для законопослушного бизнеса.
Уважаемые коллеги, поскольку таможенный блок также занимался, как уже было сказано, подготовкой проекта протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс, в части электронной торговли, Илья Павлович, по сути, все основные моменты изложил, единственное, что хотелось бы вам показать, поскольку все это уже было сказано, то, что мы готовили презентации, и вы можете с этим ознакомиться.
Еще раз, чтобы не повторяться, что было уже сказано, это деятельность оператора.
Следующий слайд – это как раз-таки два пути либерализации этого института, где схематично показан первый путь, когда самостоятельно, но в то же время через оператора.
Второй – это бондовый склад.
Сегодня проект протокола о внесении по электронной торговле, проект протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс, он находится, можно сказать, в высокой стадии готовности. Он прошел внутригосударственное согласование и в настоящее время, буквально завтра будет очередное обсуждение, на площадке Комиссии обсуждаются итоги внутригосударственного согласования и проводится очередной раунд переговоров для того, чтобы суметь целостно оценить этот проект, обсудить поступившие предложения, в том числе, и от бизнес-сообщества. По итогам его доработки планируется направление этого проекта на внутригосударственные процедуры уже для подписания, чтобы как можно скорее запустить это новое регулирование.
Еще одно не менее важное направление в таможенном регулировании – это создание единой системы таможенного транзита, пункт 3.1.8 Стратегии и аналогичный пункт в Плане реализации Стратегии.
Одной из основных задач перед таможенным блоком - это создать условия, обеспечивающие увеличение объема транзитных грузоперевозок и повышение качества услуг для всех участников этого процесса путем создания, как уже было сказано, единой системы таможенного транзита, так называемых коридоров доверия, основанной на применении навигационных пломб, и единых гарантийных механизмов.
Для реализации этой задачи в настоящее время одним из приоритетных и первоочередных направлений является проект соглашения о применении в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, который планируется подписать в этом году. Работа над проектом соглашения была начата еще в 2020 году и на сегодняшний день находится на завершающей стадии.
Проектом предусмотрено отслеживание с помощью электронных навигационных пломб товаров, перемещаемых как в рамках таможенного транзита, так и ряда товаров по взаимной торговле – это санкционные товары, алкоголь, табак, и при наличии инициативы государств – членов предусмотрена возможность применения отслеживания в отношении иных товаров, которые будут определены Комиссией, то есть, это перечень не закрытый. Комиссия также будет вправе определять перечни товаров, в отношении которых отслеживание применяться не будет. Это такие товары, как например, живые животные, товары, перевозимые насыпью и другие. Соглашением определяются случаи и порядок применения навигационных пломб, объекты отслеживания, виды транспорта, перемещающего товары, участники отслеживания перевозок товаров, основы информационного взаимодействия национальных операторов и контролирующих органов. То есть, как это будет работать? Компания – перевозчик оснастит свой грузовик навигационной пломбой и сможет отследить информацию о грузе в режиме реального времени через Личный кабинет на сайте оператора. Пломбы будут устанавливаться не только на фуры, но и на двери железнодорожных грузовых вагонов. Устройство будет непрерывно передавать в единую евразийскую систему слежение, сведения о нахождении и сохранности грузов. В случае каких-то внештатных ситуаций пломбы реагируют и немедленно передают данные о событиях, которые с ней происходят, например, снятие крепежного троса или разрушение корпуса, или отсутствие связи длительное время. Все эти данные, которые пломба передает в систему, будут отслеживаться контрольно- надзорными органами.
Применение электронных пломб обеспечивает прозрачность перевозок, а также их безопасность, позволит отслеживать в реальном времени, что особо актуально для высоколиквидного товара, но и что особо важно для бизнеса – это то, что использование навигационных пломб позволит государствам – членам оптимизировать систему управления рисками и минимизировать случаи осмотра или досмотра содержимого грузовых емкостей транспортных средств. Соглашением предусмотрено поэтапное введение отслеживания, что обеспечит мягкую адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым условиям.
Работа над проектом была достаточно напряженной, нужно сказать. Отдельные положения проекта были согласованы на высоком уровне, на заседании Комитета Совета Комиссии, Комитета по вопросам устранения разногласий и спорных ситуаций в обеспечении свободного перемещения товаров. Этот Комитет возглавляет председатель Коллегии Комиссии. И самое ключевое – само Соглашение носит рамочный характер. Для его реализации Комиссии потребуется принятие 28 решений на разном уровне. Причем учитывая, что сам Договор позволяет принимать решение Коллегии, если это прямо предусмотрено в международном договоре, принятом в рамках Союза, но тем не менее при согласовании Соглашения, еще раз говорю, оно шло достаточно болезненно, стороны настояли на том, что отдельно его положения должны быть вынесены на уровень принятия Советом, то есть, у нас очень сжатые сроки. Если брать нашу дорожную карту – это план реализации Стратегии, то нам дается всего лишь полгода. И за эти полгода необходимо успеть и внести по самым ключевым вопросам изменения в регламент работы, чтобы наделить Совет полномочиями на принятие соответствующего акта Совета и, соответственно, разработать все необходимые документы для того, чтобы это Соглашение заработало на полную мощность. Данное Соглашение планируется подписать также в декабре этого года Президентом на заседании Высшего евразийского экономического совета.
И еще одно Соглашение, достаточно важное, это Соглашение, оно со сложным названием – Об особенностях применения обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин при перевозке, транспортировке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Попросту говоря, это Соглашение об обеспечении платежей при транзите товаров. Работа над ним велась с 2015 года, сейчас оно также находится на своем заключительном этапе. Буквально осенью этого года мы получили информацию о том, что все стороны завершили внутригосударственные процедуры для подписания и оно уже внесено также для подписания на декабрь этого года.
Основной целью данного документа является создание более комфортной системы обеспечения уплаты платежей при транзите. Данный документ регулирует два блока вопросов. Первый предусматривает возможность применения упрощения для декларантов, которые имеют опыт работы с генеральным обеспечением при совершении транзитных перевозок и отвечающих установленным критериям. Такие декларанты смогут предоставлять обеспечение в меньше, чем обычный, размере. Снижение суммы может составлять 20% или 30% в зависимости от соблюдения ряда условий. Все эти критерии и условия, по сути дела, являются наполнением Соглашения. То есть, если его открыть и почитать, то там это можно все увидеть.
Второй блок направлен на развитие поручительства, как одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате платежей. Он определяет общие условия признания поручителей национальными гарантами и предусматривает применение для них упрощения на сумму от 10 до 100% в размере финансовой гарантии. Заложенный в проекте Соглашения льготный механизм обеспечения позволит снизить затраты участникам ВЭД при совершении транзитных перевозок в рамках Союза.
И еще важный момент. Оба этих Соглашения являются элементами, частью единой системы таможенного транзита. Поскольку, как было уже сказано, основная, глобальная задача – это создание единой системы таможенного транзита, та, которая закреплена и в Стратегии, и в плане реализации, но для ее реализации, как было принято сторонами, необходимо, чтобы заработали и вступили в силу два, перечисленных выше Соглашения. По плану реализации Стратегии мы планируем работу по единой системе транзита, комплексного, единого документа, который включает и оба эти элемента, и предусматривает возможность присоединения к нему третьих стран. Это не простой документ, сложный. Прежде чем его разработать, мы изучали практику зарубежных стран, в том числе, и Конвенцию МДП, международные документы – и Конвенцию, и систему таможенного транзита в Европейском союзе, и дополнительно изучали Меморандум между таможенными службами государств – членов ШОС о взаимной интеграции национальных транзитных систем, Конвенцию о временном ввозе и Киотскую конвенцию, и в результате был подготовлен проект, который был представлен для обсуждения государствам – членам, и, как раз-таки он был предварительно одобрен, но тем не менее, стороны приняли решение, что окончательная его доработка будет после того, как будут приняты и заработают Соглашение по пломбам и Соглашение по обеспечению уплаты таможенных платежей.
Вот, собственно говоря, все, что я хотела вам рассказать, самое основное, то, что стоит перед нами. Благодарю вас всех за внимание».