Выступление на международной научно-практической конференции «Евразийская налоговая неделя - 2022 (ЕНН-2022)», 05 апреля 2022 г.
«Коллеги, добрый день!
В своем выступлении я хотела бы сосредоточиться на тех изменениях, которые происходят на как на наднациональном, так и национальном уровне в России. Реакцию и ЕЭК, и российских властей на те обстоятельства, в которых мы с вами живем и ведем бизнес, можно оценить положительно. В последнее время правила ведения внешнеэкономической деятельности были упрощены – в частности, в области сертификации, импорта товаров. Был реализован целый ряд инициатив, которые мы годами лоббировали, что действительно отрадно.
Если раньше иностранный бизнес сетовал на нерасторопность российской таможенной службы, сложности в таможенном администрировании, сейчас картина поменялась кардинально – бизнес отмечает давление и беспрецедентный уровень контроля в странах экспорта, в первую очередь в странах ЕС и США. В России же заниматься внешнеэкономической деятельностью стало проще.
Сегодня уже введены базовые упрощения внешнеэкономической деятельности:
- Временное обнуление таможенных пошлин; тарифные льготы, которые были предоставлены по достаточно широкому перечню товаров, который постоянно расширяется.
- Изменения в правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран – в частности, расширилась возможность для их применения.
- Упрощение ввоза животноводческой и подкарантинной продукции, в том числе, планируется перенос вступления в силу одного из важнейших технических регламентов, который касается требований к энергетической эффективности всех энергопотребляющих устройств.
Особенно важны упрощения в области подтверждения соответствия товаров требованиям технических регламентов. Такие изменения были введены постановлением правительства № 353, к ним относятся:
- Перенос проведения инспекционного контроля в 2022 г. на срок до 6 месяцев.
- До 1 марта 2023 г. допускается ввоз продукции без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями (имеется в виду знак ЕАС).
- До 1 марта 2023 г. указание в декларациях о соответствии (ДС) и сертификатах соответствия (СС) глобального номера местоположения изготовителя (GLN) или ГЛОНАСС не является обязательным.
- Срок действия ДС и СС, истекающий в период с 14.03.2022 по 01.09.2022, продлевается на 1 год.
- До 1 сентября 2022 г. Росаккредитация не будет принимать решения по признанию недействительными ДС и СС.
- До 1 сентября 2022 г. допускается проведение оценки соответствия в форме декларирования на основе собственных доказательств (без проведения испытаний).
И, что также очень важно, бизнес сможет не предоставлять сертификаты и декларации соответствия при ввозе:
- запасных частей, ввозимых для обслуживания и/или ремонта ранее выпущенной в обращение на территории России готовой продукции;
- комплектующих/сырья/материалов для производства продукции на территории России;
- единичных экземпляров, предусмотренных одним внешнеторговым договором, для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей, исключающих продажу в России).
Упростил регулятор и правила ввоза технологического оборудования комплектами или частями. До сих пор многокомпонентное оборудование не могло поставляться по разным контрактам и сделкам. Сейчас инициатива бизнеса наконец поддержана. Отдельные послабления сделаны и для импортеров алкогольной продукции, в частности в отношении эксперимента по ее маркировке на таможенных складах.
Важно, что правительство России теперь может регулировать порядок выплаты таможенных пошлин и налогов. В первую очередь, это касается ввоза отдельных товаров, тарифных льгот по инвестиционным проектам, а также применения процедуры свободного таможенного склада.
Еще один вопрос, который сейчас активно обсуждается – легализация параллельного импорта в отношении отдельных категорий товаров. Такие решения правительства мы оцениваем как упрощения, которые касаются, в первую очередь, потребителей. Перечень товаров, в отношении которых будет разрешен параллельный импорт, мы еще ждем. По предварительной информации, параллельный импорт будет применяться для следующих категорий товаров:
- Продукты питания;
- Гигиенические и фармацевтические продукты;
- Одежда и обувь;
- Фармацевтические продукты (лекарственные средства);
- Транспортные средства, устройства и запчасти к ним;
- Медицинские устройства;
- Электротехнические устройства (включая компьютеры) и некоторые другие товары.
Разумеется, вопрос легализации параллельного импорта связан с защитой прав на такие объекты интеллектуальной собственности правообладателей. Риски, связанные с этим:
- снижение инвестиций в российскую экономику;
- возникновение неравных условий ведения бизнеса;
- рост внутрибрендовой конкуренции;
- сокращение производства правообладателей;
- сокращение поступления таможенных пошлин и налогов в бюджет.
Первое и основное – как не допустить ввоз контрафакта при легализации параллельного импорта. У таможенного органа остается право приостанавливать поставки, которые вызывают сомнения с точки зрения оригинальности ввозимых товаров, но, тем не менее, при абсолютно новом для российской системы подходе, очень много будет зависеть от надлежащего администрирования со стороны таможенных органов.
Что еще предлагает бизнес, а регуляторы обсуждают на уровне профильных министерств и правительства.
1. Таможенное оформление грузов:
- оформление по сканам документов (вместо оригиналов);
- расширение перечня товаров для «автовыпуска»;
- приоритезация «зеленых коридоров» для крупных производственных компаний.
2. Маркировка товаров:
- мораторий на расширение перечня товаров, подлежащих маркировке;
- отсрочка вступления в силу нормативных актов по маркировке;
- возможность осуществлять маркировку на собственных складах импортера.
3. Государственная поддержка:
- увеличение субсидий на транспортные расходы экспортеров;
- увеличение стоимостного лимита меры поддержки;
- введение субсидирования транспортных расходов на критический импорт.
4. Таможенно-тарифное регулирование:
- временное снижение и / или обнуление ставок ввозных таможенных пошлин.
5. Таможенный контроль:
- мораторий на проведение плановых таможенных проверок;
- максимальное смещение таможенного контроля на этап после выпуска.
Таможенная система давно реализует принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товара. Тем не менее, проведение камеральных и выездных проверок — это нагрузка на бизнес. Мероприятия таможенного контроля после выпуска сейчас осуществляются крайне квалифицированно – глубоко и детально изучаются все документы и структуры компаний. Это также требует от бизнеса большой вовлеченности – документы, пояснения, юридические аргументы и доводы, которые необходимо предоставить до вынесения решений. Сейчас же основная задача бизнеса – перенастройка функционала и логистических цепочек. Компаниям сложно сконцентрировать внимание и на решении первоочередных задач, и жестком профессиональном таможенном контроле. Поэтому важно приостановить проверки таможенных органов, чтобы дать бизнесу возможность сконцентрироваться на восстановлении».