Стенограмма с третьей ежегодной встречи ВЭД-клуба «Ведомостей» - «Международная торговля в текущих реалиях».
«Здравствуйте всем, благодарю за приглашение.
Это товарооборот РФ со странами мира, и как вы можете обратить внимание 36,5% торгового оборота занимают страны Европейского союза. На втором месте идет Китай – 18% . Дальше уже можем деструктурировать диаграмму. Страны ЕАЭС – это всего 9%, страны СНГ – 12%, Турция – всего 4% внешней торговли России.
Вот так эти данные делятся на экспорт и импорт. Обратите внимание на первый столбец, на такую сумму мы торгуем с Европейским союзом: 188 млрд экспорта и 94 млрд импорта.
Следующий столбик, который ровно в 2 раза меньше первого – это торговля с Китаем. 68 млрд – это экспортные сделки и почти 73 млрд – импортные сделки. Дальше ЕАЭС, СК, Турция, США и Япония.
Почему обращаю внимание на это? Потому что сейчас мы с вами стоим перед выпадающими доходами от внешней торговли в сумме, превышающей 288 млрд. долларов. Это огромные деньги. Несмотря на то, что мы говорим о том, что их нужно замещать, конечно мы обязательно будем стараться наращивать экспорт, будем переориентировать внешнюю торговлю на восточные направления на ту же Индию, Иран, Китай. Но заместить эти выпадающие доходы не так просто. Я думаю, что речь идет не о среднесрочной, тем более не о краткосрочной перспективе, а достаточно долгосрочной перспективе. Потому что к внешнеторговому обороту с Китаем в 140 млрд долларов (это за 2021 год) мы шли больше 10 лет. А это в 2 раза меньше оборота с Европейским союзом. Но в любом случае часть европейских компаний готова торговать в России. Без части этих товаров в принципе невозможно продолжать обслуживать многие российские отрасли. В том числе мы знаем о письме продовольственников с просьбой не отвечать зеркально на пятый пакет санкций. Это как раз касается того, что оборудование, которое используется в пищевой промышленности, добавки и прочее – они идут преимущественно из ЕС. По крайней мере, речь идет о 90% импортных товаров во всей пищевой промышленности. Я, кстати, даже не представлял, что всё оборудование импортное.
Что можно сделать? Какие схемы ввоза мы сейчас транслируем нашим клиентам и на рынок? Первое, то, что называется «на поверхности» – это косвенный реэкспорт. Когда товар приобретается у иностранного производителя, продавца некой прокси-страной (будь то Казахстан, Армения, Турция, Азербайджан и далее по списку дружественных стран) и, не ввозя, не пересекая таможенную границу страны-покупателя, товар ввозится в Россию, и здесь заявляется обычный импорт, а перепродажа товара происходит в пути, на территории ЕС. Мы сейчас это делаем, пока латыши более или менее лояльны к этим процедурам, Литва, к сожалению, менее лояльна. Но о других странах речь не идет, потому что там достаточно все категорично.
Второй способ доставки товаров из ЕС – это ложный транзит. Практически то же самое, что и первая схема. Приобретается, например, казахским покупателем либо турецким. Транспортное средство де-факто следует в Россию с документами, где конечное место выгрузки – та самая прокси-страна. Транспортное средство заходит на таможенный терминал в России. Там производится две процедуры – перемещение на таможенный склад, размещение на таможенном складе и дальше уже происходит перепродажа. Это, так называемый, ложный транзит. Буквально в кулуарах пообщались с коллегами, сейчас эта процедура в принципе возможна. В отношении перевозчиков никаких карательных мер не производится, потому что понимаем, что нужно каким-то образом ввозить товары.
Следующая схема – это прямой реэкспорт. Когда товар приобретается, например, турецкой трейдовой компанией. И мы завозим на территорию Турции, на таможенный склад, на таможенном складе товар перепродается и дальше уже из Турции следует в Россию.
Сейчас мы этот путь рассматриваем как один из возможных. Потому что из Европы значительно сократился автотранспортный трафик. Плюс ко всему непонятно ответим ли мы зеркально пятому пакету. Пищевики говорят, не отвечайте, а, например, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков целое письмо накатала: «Ответьте, пожалуйста, ответьте! Защитите наш бизнес». Понятное дело, у каждого своя рубашка лежит к телу и тут никому никаких претензий нет. Прямой реэкспорт – это когда товар ввозится в прокси- страну, на таможенном складе перепродается товар и дальше следует он на территорию РФ.
Ну и самый сложный и затратный путь – это ввоз через третьи страны. Когда, например, ввозим в Армению, там товар растамаживается и дальше перепродается уже в Россию.
Но, к сожалению, каждый из этих вариантов несет определенные риски.
- Первое – это удорожание финансовой схемы закупки товара из-за дополнительных транзакций.
- Второе – это удорожание стоимости логистики. Понятное дело, что, если транспортное средство едет и наматывает километры – это деньги.
- Третье – удорожание стоимости в связи с уплатой дополнительных таможенных платежей. Вот Казахстан – дружественная страна. С большим уважением отношусь к Казахстану, мы даже открыли там представительство буквально на днях, но казахи сказали, что не будут нам при экспорте товаров, ввезенных на территорию Казахстана, возвращать 12% , не надо обходить с помощью них запреты ЕС.
- Отслеживание властями ЕС товарных потоков, следующих в сопредельные страны. И тут идет ввод вторичных санкций. Понятное дело, что европейцы будут отслеживать, как мы пытаемся обойти эти санкционные регламенты и будут вводить вторичные санкции. Это буквально на поверхности лежит.
- Ну и в принципе самое неприятное, когда производители тех или иных товаров в принципе «отменяют» Россию, не хотят работать, это тоже большой риск.
При этом мы не теряем оптимизма, но стараемся быть реалистами. Потому что быть оптимистами – это сейчас не совсем правильно, сейчас нужно оценивать риски и понимать, как мы будем выстраивать свои логистические схемы».