Стенограмма выступления М.Г. Решетникова на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, 29 июня 2022 г.
«Уважаемые коллеги, я, наверное, начну с общей оценки ситуации, потом отвечу на ваш вопрос - что мы делаем по инвестиционной повестке, и прокомментирую от Министерства экономического развития ожидания Антона Германовича Силуанова в плане поддержки тех предложений, которые сейчас формируются.
Первое, что нужно сказать, действительно Правительство во многом реализовало план первоочередных действий в условиях кризиса. У нас в нем на сегодняшний момент 309 мер. Из них 248 мер – все документы приняты. Подавляющее число этих мер запущено. Где-то есть отложенные сроки, но в целом идет всё по графику. Отдельные слова благодарности нашим коллегам в Государственной Думе, в Совете Федерации, потому что была большая законодательная нагрузка. И сейчас, заканчивая сессию, действительно Дума большое внимание уделяет этим законам, мы много смогли сделать. Очень много инициатив, которые вы выдвигали, мы их обсуждали на совещаниях в Правительстве, вошли в этот план. Были и предложения еще регионами дополнены.
<…> Импорт несколько отошел от самых минимальных значений. Главным образом все-таки скорее восстанавливается потребительский импорт, а тот импорт, который нам в первую очередь нужен (промежуточный или инвестиционный) – здесь мы видим, что восстановление идет гораздо сложнее. Поэтому на сегодняшний момент фокус наших усилий был сосредоточен на формировании спроса в экономике. Главный наш инструмент здесь – это льготные кредиты. Из той базы в 2 триллиона рублей, которые мы планировали, когда ставка была 20% и когда мы запускали наши льготные программы, на сегодняшний момент соглашений подписано на 1,5 триллиона рублей. То есть мы три четверти этой задачи выполнили. 920 млрд. рублей уже поступило в экономику. <…>
Основной наш блок работы связан сейчас с внешней торговлей. Здесь мы реализовали много мероприятий – и параллельный импорт, и упрощение сертификации ввоза продукции, новый порядок декларирования и т.д. Сейчас запускаем новые механизмы для поддержки инвестпроектов – вводим инвестиционную льготу, которую будем предоставлять по оборудованию, если оно введено для инвестиционных проектов.
Мы сейчас будем синхронизировать все эти инструменты и собирать. Условно, если фабрика проектного финансирования, то инвестиционная льгота должна предоставляться в каком-то упрощенном порядке. Обвяжем все эти инструменты, мы здесь предлагаем вам активно высказать ваши пожелания, чтобы мы их отработали.
Второй момент – это льготное финансирование импорта. Действительно, пока выданы только единицы кредитов. Вчера Минпромторг подтвердил, что у банков сейчас на рассмотрении кредитный портфель на 500 млрд. рублей. Напомню, что всего объем программы 800 млрд. рублей. Условия для заемщика 0,3 ключа плюс 3, то есть ниже 6% по текущим условиям, мы постарались сделать их максимально льготными, поэтому призываем активно пользоваться.
В рамках Евразийской экономической комиссии временно обнулили импортные пошлины на 1300 видов товаров. Понятно, что мы это делали в условиях другого курса и действительно сейчас предприятия обращаются с вопросом «а что будет дальше?». Мы всем предприятиям говорим о том, что никакого автоматического продления обнуления пошлин не будет. То есть 30 сентября эта система закончится. Там, где мы увидим, что нам системно по каким-то видам продукции нужно сделать обнуление пошлин, мы снова войдем в переговорный трек и в первую очередь с бизнесом, с отраслевыми министерствами и уже потом системными предложениями выйдем на Комиссию.
Нам предстоит достаточно сильно переориентировать ситуацию по экспорту. Мы здесь пересматриваем наши критерии и подходы к формированию зон свободной торговли и товарами, то что у нас на уровне ЕЭК регулируется, и услугами, то что у нас осталось на национальном уровне. Мы будем помогать вам переориентировать логистику и, в том числе, менять базисы поставки. То есть мы много говорили, что бизнесу надо переходить на условия поставки CIF или DAP, уходить от FOB, выстраивать логистические контролируемые цепочки поставки до конечного потребителя.
В том числе возникнет вопрос и по развитию собственного российского торгового флота. Мы под это формируем инструменты.
Большой блок работы связан с повышением доли расчетов национальных валют и обеспечение безопасности расчетов. Здесь по поручению Президента создана рабочая группа, которую возглавляет Максим Станиславович Орешкин (там и ЦБ, и Минфин, и Минэк, и таможня, и ряд других органов власти). Мы тоже системно эти вопросы продвигаем.
Я перехожу к самому интересному вопросу. Пока бизнес не будет понимать, что будет в долгосрочном плане с курсом рубля, в конечном итоге сложно будет формировать инвестиционные планы. И, наверное, на сегодняшний момент тема курса рубля — это ключевой вопрос нашей экономической политики. Антон Германович Силуанов уже озвучил позицию ЦБ о том, что курс должен быть свободным и плавающим, поэтому Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которое заключается в том, что мы сокращаем расходы и соответственно с этими деньгами выходим на валютный рынок, предъявляем спрос на валюту и тем самым повышаем курс. С нашей точки зрения мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации, потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах с тем, чтобы стабилизировать вот этим дополнительным спросом курс. В рамках той конструкции, которую сейчас коллеги предлагают, мы, боюсь, что скорее ухудшим ситуацию, потому что в условиях недостатка спроса сокращение бюджетных расходов еще более негативно повлияет на экономику.
И, конечно, если мы хотим реально изменить ситуацию, нам нужно вернуться к той модели регулирования, которая есть. Я боюсь, что при действующей модели у нас реального решения вопроса, к сожалению, не будет. У нас будет плавающий курс, мы будем пытаться из бюджета сократить расходы, откупить доллары, в результате это приведет к еще большему сжатию экономики, и мы искусственно зажмем нашу экономику. И та самая дефляционная спираль, которой мы уже видим признаки, она раскрутится еще дальше и в общем, не то что о каком-то инвестиционном процессе говорить нельзя будет. Коллеги подтвердят, что рентабельность многих производств (даже ориентированных на экспорт) при текущем курсе уже стала отрицательной. Они ждут какой-то определенности, от Правительства, от ЦБ, каких-то явных сигналов. Потому что в ином случае, если такая ситуация продлится еще несколько месяцев, я думаю, что многие предприятия могут прийти к мысли не только о сворачивании инвестиционных процессов, но и о необходимости корректировки текущих производственных планов, сокращения объемов производства. Я считаю, что это самый больной вопрос, которым сейчас и Правительство, и ЦБ занимаются в первую очередь».