Доклад А.В. Ульяненко на вебинаре Уральского таможенного управления.
Добрый день, уважаемые участники вебинара!
Тема очередного вебинара посвящена «Вопросам совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и ее завершения».
Таможенный транзит (далее - ТПТТ) является одной из основных таможенных процедур наряду с процедурами выпуска для внутреннего потребления и экспорта. В рамках ТПТТ товары перевозятся от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных платежей.
Условиями, необходимыми для помещения товаров под процедуру таможенного транзита, являются: обеспечение уплаты платежей, идентификация перемещаемых товаров, соблюдение ограничений и запретов на ввоз или вывоз. Транспортное средство, которое осуществляет перевозку, также должно соответствовать требованиям: иметь техническую возможность для наложения пломбы на грузовой отсек, не иметь повреждений тента и скрытых мест для хранения.
На практике ТПТТ в основном применяется при импорте иностранных товаров, которые прибывают в приграничную таможню, а для дальнейшего оформления следуют во внутреннюю таможню, а также для грузов, перемещаемых внутри страны между внутренними таможнями или следующих транзитом по территории ЕАЭС, а также при перевозке товаров внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия (приграничную таможню).
По большому счету таможенный транзит является промежуточным звеном между фактическим прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС и их выпуском в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления. Таким образом, таможенный транзит, как правило, предшествует другим таможенными процедурам, в частности, процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Таможенными органами принимают следующие меры обеспечения ТПТТ:
- обеспечение уплаты таможенных платежей;
- таможенное сопровождение;
- установление маршрута перевозки товаров.
При помещении товаров под ТПТТ декларант предоставляет в таможню ТД или другой документ её заменяющий (книжку МДП, товаротранспортную накладную и прочие).
Таможенный орган при отправлении определяет срок транзита, обязанность соблюдать который несёт перевозчик. Предельный срок определяется инспектором из расчёта две тысячи километров за один месяц (не менее семи дней для ж/д транспорта), при этом учитывается реальное расстояние и прочие обстоятельства. За несоблюдение сроков транзита перевозчик привлекается к административной ответственности (статья 16.10 КоАП РФ). Действие процедуры таможенного транзита завершается при прибытии перевозчика в зону контроля таможни, указанной в транзитной декларации.
Транзитная декларация может быть предоставлена в электронной форме, а также в виде документа на бумажном носителе (пункт 3, пункт 4 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Одним из инструментов повышения качества таможенных услуг является перспективные информационные технологии, заключающаяся в декларировании ТПТТ в электронном виде. Таможенные органы РФ уделяют значительное внимание внедрению этой технологии. Внедрение технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме способствует ускорению совершения таможенных операций в пограничных пунктах пропуска.
Подача ЭТД осуществляется в соответствии с Порядком использования ЕАИС таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказ в выпуске) товаров, помещаемых по таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденным Приказом Минфина России от 30 августа 2016 г. № 144н.
Для подачи электронной транзитной декларации декларанту необходимо иметь электронную подпись, программное средство, позволяющее формализовать электронные документы, доступ к сети «Интернет». Подать ЭТД возможно также на официальном сайте ФТС России.
В УрФО 100 % транзитных деклараций (в отношении которых применяется технология электронного декларирования транзита) оформляются в электронном виде.
Минимизировать временные затраты при декларировании ТПТТ позволяют внедряемые ФТС России технологии авторегистрации и автоматизированного выпуска ЭТД.
Запуск автоматической регистрации электронных транзитных деклараций (далее – ЭТД) состоялся в отдельных таможенных органах-объектах пилотной зоны в апреле 2019 года.
Основными ошибками, влияющими на прохождение АР в 2022 году являются:
- в информационной системе присутствуют аналогичные ЭТД, в отношении которых осуществлен отказ в выпуске -50,9% (28 из 55);
- в словах имени встречаются буквы, написанные разным алфавитом - 20 % (11 ЭТД из 55 ЭТД);
- ошибки с некорректным заполнением декларантом сведений в ЭТД (не указан ИНН, ОГРН декларанта либо перевозчика, отправителя получателя если указанные лица являются российскими лицами; некорректное заполнение сведений о мере обеспечения; реквизиты документа указанного в графе 44 ЭТД не совпадают с реквизитами документа, полученного из ЭАДД) – 12,7% (7 из 55).
- ЭТД подана в таможенный орган в нерабочее время (Т002)- 7,3 % (4ЭТД из 55 ЭТД).
На следующем этапе автоматизации таможенной процедуры таможенного транзита состоялся запуск автоматизированного выпуска ЭТД - с декабря 2019 года.
Основными ошибками, влияющими на прохождение АВ являются:
- перемещение товаров ЕАЭС – 48,8%
- несоответствие сведений о весе брутто, количестве мест, количестве товара, дате и номере транспортного документа указанных в ЭТД, сведениям формализованных документов из ЭАДД либо отсутствие даты или номера ТТН– 30,7 %;
- Отсутствуют сведения о транзитных перевозках по аналогичному маршруту, в связи с чем, определение срока транзита в автоматическом режиме не возможно -13,7 %
- В качестве транспортного документа применяется внутренняя транспортная накладная – 6,8 %.
Обращаю внимание, что в настоящее время для успешного прохождения автоматизированной проверки условий выпуска ЭТД участникам ВЭД необходимо обеспечить соответствие сведений указанных в ЭТД и в формализованном виде транспортного (перевозочного), коммерческого документа, представленного в виде электронного документа, и приложенного к ЭТД, о весовых, количественных и др. характеристиках товара, а также соответствие реквизитов документов указанных в графе 44 реквизитам из ЭАДД.
И в заключение необходимо отметить, что полнота и корректность заполнение граф ТД в соответствии с требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №289, а также идентичность сведений, заявляемых как в самой ТД, так и формализованных документах, представляемых с ТД, размещаемых в ЭАДД, напрямую влияют на применение технологий автоматической регистрации и автоматизированного выпуска.