Доклад Д. А. Аистова на тему «О новеллах, введенных Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ», и практике его применения таможенными органами Уральского таможенного управления» на заседании Консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД при Уральском таможенном управлении, 25.11.2022.
Деятельность таможенных органов в 2022 году определялась рядом внешних факторов, связанных с осложнением внешнеполитической обстановки, санкционным давлением на российскую экономику со стороны недружественных государств, ответными специальными экономическими мерами, введенными Российской Федерацией.
Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (пункт 6.5) предусмотрено внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России), направленных на либерализацию ответственности. Данный план одобрен 15 марта 2022 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
В целях его реализации в 2022 году принят, в числе прочих, Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ» (далее – Закон № 290-ФЗ), изменяющий правила назначения административного наказания и оплаты административных штрафов. Положения данного закона применяются с 25 июля сего года. Остановлюсь на конкретных положениях данного нормативного акта.
1. Правила обязательной замены административного штрафа предупреждением, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части, ранее применявшиеся только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, теперь распространяются на всех субъектов административной ответственности, совершивших правонарушение впервые (ст. 4.1.1 КоАП России).
За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП России)
Но необходимо учитывать, что штраф подлежит замене на предупреждение при совокупности ряда условий:
а) административное правонарушение совершено впервые;
Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению, при этом оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению не зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2018), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
б) отсутствует причиненный вред или угроза его возникновения, имущественный ущерб.
Необходимо отметить, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст. 3.4 КоАП России).
Таким образом, данная норма не распространяется на ряд правонарушений, совершение которых влечет причинение вреда экономической безопасности государства либо создает прямую угрозу его причинения, в том числе в условиях санкций, введенных недружественными иностранными государствами. К таким АП, например, относятся: незаконные валютные операции, незачисление (невозврат) денежных средств (ч. 1, 4 – 4.3, 5 – 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС (ст. 16.1, 16.2, 16.4, 16.7, ч. 1 ст. 16.19, статья 16.21 КоАП РФ), несоблюдение запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ), недоставка товаров (ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ), пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры (ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ), передача условно выпущенных товаров в нарушение установленного порядка (ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ), незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (статья 16.24 КоАП РФ). За указанные противоправные деяния штраф не может быть заменен на предупреждение даже при их совершении впервые.
В период с 25.07.2022 по 31.10.2022 таможнями Уральского региона с учетом внесенных данным Федеральным законом изменений при вынесении постановлений назначены административные наказания в виде предупреждения по 923 делам об АП.
- ч.1 ст.19.7.13 КоАП России (876 дел об АП, таможенным органом);
- ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП России (46 дела об АП, таможенным органом);
- ч.1 ст.16.12 КоАП России (1 дело об АП, таможенным органом).
2. Штраф назначается в минимальном размере за совершение АП, выявленного в ходе государственного контроля (например, таможенного, валютного, транспортного), если: 1) его размер в санкции статьи (части статьи) имеет нижнюю и верхнюю границы и 2) одновременно имеются обстоятельства, смягчающие ответственность, такие как предотвращение лицом вредных последствий АП, добровольное возмещение (устранение) лицом причиненного ущерба (вреда) (п. 5, 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ) (ч. 3.4-1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В качестве примера таких смягчающих обстоятельств, применительно к нарушениям таможенных правил, можно привести уплату в полном объеме неуплаченных таможенных пошлин, налогов.
При назначении административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случае, если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.2 и 3.2 настоящей статьи, статьей 4.1.1 настоящего Кодекса. (часть 3.4-1 статьи 4.1 КоАП России).
Данное правило не применяется в случае назначения лицу штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ (ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ), или замены штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Данные нормы, начиная с 25.07.2022, были применены по 1 делу об АП по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
3. Еще одно нововведение касается уже правил исполнения административного наказания в виде административного штрафа (часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП России).
При уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
В соответствии с вновь введенной частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф за правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), может быть уплачен в половинном размере, если лицо, привлеченное к ответственности, либо иное физическое или юридическое лицо произведут уплату штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления.
В постановлении по делу об АП о наложении административного штрафа в настоящее время таможенными органами указывается информация как о полной, так и о половинной сумме штрафа, который может быть уплачен в соответствии с новой частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ. Исключение составляют АП по части 1 статьи 19.5, статье 19.6 КоАП РФ (статьи 29.10, 31.2, 31.5, 31.8, 32.2 КоАП РФ).
Введение данного положения в законодательство существенным образом улучшает положение лиц, привлеченных к административной ответственности, так как:
- позволяет оплатить штраф в размере ½ назначенного административного наказания, например, организация привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей, в течение 20 календарных дней со дня вынесения постановления штраф может быть оплачен в размере 25 тысяч рублей;
- позволяет оплатить административный штраф не только самому лицу, привлеченному к административной ответственности, но и иному физическое или юридическое лицо (например, штраф, назначенный должностному лицу может оплатить организация, в которой он работает).
Данная норма не распространяется на статью 19.7.13 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров», выявление правонарушение по которой по которой не является результатом госконтроля (таможенного, валютного или др.).
Данный 20-дневный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности. Но необходимо иметь ввиду, что восстановление срока законом предусмотрено только в единственном случае – если направленная по почте заказным почтовым отправлением копия постановления о назначении штрафа поступила в адрес лица после истечения 20 дней со дня вынесения постановления. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами главы 30 КоАП РФ. Если исполнение постановления о назначении штрафа было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере.
После истечения 20-дневного срока административный штраф может быть оплачен исключительно лицом, привлеченным к административной ответственности.
Подводя итог, можно сказать что изменения, вносимые в КоАП России в 2022 году позволяют, как снизить административную нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности (расширение круга субъектов, которым административный штраф подлежит замене на предупреждение, введение возможности оплаты штрафа в половинном размере), так и соблюсти баланс публичных и частных интересов (применение предупреждения только по составам АП, не представляющим существенной общественной опасности, ограниченный срок для оплаты штрафа в половинном размере), и в итоге, обеспечить экономическую безопасность государства.