Совершенствование и развитие таможенного администрирования товаров, приобретаемых физическими лицами на зарубежных интернет-площадках, является актуальным вопросом и неразрывно связано с развитием отрасли электронной торговли товарами, где востребованным на сегодня способом перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС остается их пересылка в международных почтовых отправлениях (далее – МПО) и доставка в качестве экспресс-грузов.
На площадке Евразийской экономической комиссии в 2022 – 2023 годах проведена работа по урегулированию вопросов, касающихся товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли, а именно подготовлен проект Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, предусматривающий:
- выделение товаров трансграничной электронной торговли в отдельную категорию товаров;
- введение декларации на товары электронной торговли;
- введение института оператора электронной торговли (оператор электронной торговли будет осуществлять таможенное декларирование товаров электронной торговли, уплачивать в отношении них таможенные пошлины, налоги, нести ответственность за недостоверное таможенное декларирование);
- использование процедуры таможенного склада к товарам электронной торговли (аналог «бондовых» складов).
В июне 2023 года проект Протокола одобрен Советом ЕЭК, в государствах-членах ЕАЭС проведены внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания, после чего проект Протокола подписан на заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 декабря 2023 года.
В настоящее время на площадке ЕЭК при участии экспертов государств-членов ЕАЭС проводится подготовка ряда решений, в том числе проекта Решения ЕЭК, определяющего форму декларации на товары электронной торговли и порядок ее заполнения, который должен вступить в силу одновременно с нововведениями Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таможенное декларирование товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами на иностранной электронной площадке, может осуществляться оператором электронной торговли или физическим лицом самостоятельно, а в случае реализации товаров электронной торговли с «бондового» склада – оператором электронной торговли.
Во всех случаях используется декларация на товары электронной торговли, подаваемая в электронном виде.
ЕЭК предложено при определении формы декларации на товары электронной торговли взять за основу декларацию на товары для экспресс-грузов с особенностями, которые уже в настоящее время учитываются, например, при декларировании товаров, доставляемых в адрес физического лица – получателя товаров в рамках эксперимента по совершению таможенных операций АО «Почта России» с применением таможенной процедуры таможенного («бондового») склада.
Декларация на товары электронной торговли будет содержать сведения о товаре электронной торговли, о его стоимости и количественных характеристиках, отправителе и получателе такого товара и пр. Состав указанных сведений на сегодня является предметом обсуждения.
Основными задачами введения декларации на товары электронной торговли являются создание должного уровня проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, а также исключение рисков уклонения от уплаты таможенных платежей и возникновения угрозы жизни и здоровью населения вследствие контрабанды наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ и иных специфических категорий товаров.
Кроме того, дальнейшее развитие полноценного института оператора электронной торговли, обеспечивающего взаимодействие с интернет-площадками и таможенными органами, позволит упорядочить таможенное оформление товаров международной электронной торговли, повысить скорость обработки товаров и эффективность таможенного контроля.