С 1 января 2004 года вступает в силу новый Таможенный кодекс, определенные положения которого открывают новые возможности для компаний перерабатывающих отраслей, использующих в своей работе толлинговые операции. Таможенным кодексом 1993 года предусматривалось существование двух режимов переработки: на таможенной территории и под таможенным контролем. Общим их свойством была возможность ввезти иностранный товар, переработать его и вывезти без несения расходов по уплате таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Отличия данных режимов состояли в том, что при переработке на таможенной территории уплаченные при ввозе перерабатываемых товаров ввозные пошлины и налог на добавленную стоимость возвращались таможенным органом при вывозе продуктов переработки, а при переработке под таможенным контролем ввозные пошлины и налог на добавленную стоимость не уплачивались вообще. Новым Таможенным кодексом предусмотрен режим переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации, который в большинстве аспектов схож с режимом, который применяется в настоящее время. Хотя в названии режима использованы слова "на таможенной территории", поскольку уплата таможенных пошлин и НДС при ввозе не производится, новый режим по сути ближе к старому режиму переработки под таможенным контролем. Очевидно, что многие перерабатывающие предприятия, работающие в настоящее время в режиме переработки давальческого сырья, будут использовать новый режим для толлинговых операций начиная с 2004 года. Как и ранее, основным условием предоставления режима является возможность так называемой идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки таможенными органами, то есть демонстрация переработки именно ввезенных товаров.
Среди существенных изменений в новом Таможенном кодексе следует отметить то, что в отличие от положений действующего законодательства, в соответствии с которыми Государственный таможенный комитет наделен полномочиями по разрешению толлинговых операций для тех или иных отраслей промышленности, начиная с 2004 года такие функции переданы правительству РФ. Новый Таможенный кодекс не предъявляет требований к регистрации в таможенных органах владельца сырья, ввозимого для переработки на территорию РФ, упрощая тем самым использование посреднических компаний при толлинговых операциях. Более того, новые положения кодекса допускают передачу разрешения от одного юридического лица к другому после одобрения таможенных органов. Новый Таможенный кодекс устанавливает правила оценки отходов от переработки сырья: в настоящее время они оцениваются перерабатывающими предприятиями по номинальной стоимости для минимизации таможенных платежей, однако в соответствии с новыми правилами отходы должны оцениваться по рыночной стоимости. Несмотря на увеличение затрат на таможенную очистку отходов, как мы полагаем, общий негативный эффект от этого нововведения будет не столь значителен. Новый Таможенный кодекс разрешает замену ввезенных товаров на "эквивалентную компенсацию" (с разрешения таможенного органа). Под этим подразумевается замена ввезенных товаров другими, в том числе российскими, совпадающими по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами. Это совершенно новое положение позволяет ускорять переработку и вывоз товаров, даже не дожидаясь ввоза иностранных товаров. Ввоз иностранных товаров, которые были заменены российскими, не будет облагаться ввозными пошлинами и НДС. Мы считаем, что данные изменения делают операции географически более гибкими и облегчают их структурирование, что является положительным фактором для компаний, работающих в режиме толлинга. (Финансовые известия)