Для сохранения темпов роста торговли России и Индии и коррекции ее дисбаланса нужен «переход от транзакционного к долгосрочному подходу». Это следует из доклада дискуссионного клуба «Валдай» к конференции с индийским фондом Вивекананды, с которым ознакомились «Ведомости».
С 2022 г. товарооборот стран активно рос. За два года, говорится в докладе, удалось укрепить механизмы расчетов в нацвалютах, расширить логистические и страховые решения, обезопасить финансовые и товарные потоки от недружественного вмешательства. Но $60,9 млрд из этого объема – экспорт из России, лишь $5 млрд – из Индии. Для коррекции дисбаланса и достижения $100 млрд товарооборота к 2030 г., намеченного целью во время визита премьера Индии Нарендры Моди в июле 2024 г. в Москву, доклад «Валдая» предлагает ряд мер.
Во-первых, это «скорейшее начало полноформатных переговоров» по условиям заключения соглашения о свободной торговле (ЗСТ) ЕАЭС и Индии. В октябре о консультациях говорил вице-премьер РФ Алексей Оверчук, в январе переговоры в 2025 г. допустило Минэкономразвития. Автор доклада, руководитель направления по исследованиям Индии Школы управления «Сколково» Лидия Кулик пояснила «Ведомостям», что процесс будет долгим: Россия не может одна иметь ЗСТ с Индией без ЕАЭС. И это требует переговоров всех участников с оценкой товарных позиций и тарифных политик.
Другое важное предложение – скорейшее заключение нового договора о взаимной защите инвестиций или его аналога. Документ от 1994 г. прекратил действие в 2017 г. Индия ранее разорвала такие соглашения с десятками стран, чтобы перезаключать «модульные» по одному шаблону. Камень преткновения – необходимость особых условий для инвестиций между Москвой и Дели.
В условиях санкций доклад советует ускорить развитие финансовой инфраструктуры, решение проблем с платежными механизмами физлиц. По словам Кулик, для юрлиц проблема в целом решена – зависших рупий уже нет, два российских банка работают, «третий на очереди»: «Вопрос – стоимость платежей, банковские комиссии. Дисбаланс торговли делает их дороже, нужна конкуренция банков».
Для развития двусторонней торговли в докладе «Валдая» особое место отводится логистике и стимулированию вложений индийских инвесторов в международный транспортный коридор «Север – Юг», Восточный морской коридор Ченнаи – Владивосток (запуск линии Индия объявила в ноябре 2024 г.) и Севморпуть. Кулик замечает, что Восточный коридор ограничен мощностью Восточного полигона в Сибири, у коридора «Север – Юг» пока «нет ритмичной работы» из-за мультимодальности и отсутствия инфраструктуры, а идею субсидирования перевозок там единым оператором отвергают антимонопольные органы.
Одной из требующих решения на уровне ведомств острых проблем в докладе указана «неадекватная» ситуация во взаимной сертификации товаров. По словам Кулик, здесь, в отличие от налоговых ведомств и таможни, прямой контакт пока не налажен, по отдельным товарам работа идет «годами», что тормозит развитие торговли.