Перечень маркированных товаров с 1 марта расширяется сразу на несколько позиций.
Продукция легкой промышленности
Требование по обязательной цифровой маркировке коснется новых товарных групп: футболки, нижнее белье, домашняя одежда, носки и колготки, рукавицы и перчатки, купальные костюмы, отдельные виды головных уборов, детская одежда, шарфы, платки и галстуки. Товары без маркировки, поступившие в торговые предприятия до 28 февраля, можно продавать до 1 июля текущего года, а хранить на складе — до 1 августа. Получение кодов на товары легкой промышленности доступно для предприятий до 30 ноября.
Консервированные продукты
Теперь обязательной маркировке подлежат консервы из продукции животного или растительного происхождения. Требование распространяется на все торговые предприятия, а также производителей — крестьянские и фермерские хозяйства.
Бутилированная вода
Вода в потребительской упаковке маркируется с 2021 года. В марте вступает в действие новый этап цифрового учета этой группы товаров — поэкземплярный учет. Речь идет об указание кодов каждой единицы продукции при составлении универсального передаточного документа для системы «Честный знак».
Пиво
Для этой группы товаров с марта вступает в силу разрешительный режим. Благодаря наличию маркировки на индивидуальной таре, как того требует поэкземплярный учет, точки продаж смогут проверять статус кодов продукции. Если товар не имеет маркировки, или код не зарегистрирован в системе, продажа не пройдет через кассу. До 1 марта следует обновить программу для кассового оборудования, чтобы получить возможность проверять коды товаров перед отпуском покупателю.
Еще одним важным нововведением для товаров категории «Пиво» станет обязательное внедрение электронного документооборота. Бумажные накладные в отношении этой продукции утрачивают юридическую силу. И обмениваться данными участники оборота смогут только через УПД, отправленные и принятые системой «Честный знак». Аналогичное требование вводится и для продавцов пива в кегах. Им сейчас важно успеть выбрать и внедрить в работу ЭДО для обмена данными с контрагентами.
Безалкогольные напитки
Продажа безалкогольных напитков с 1 марта будет возможной лишь на условиях разрешительного режима — путем проведения кодов товара через кассовое оборудование. Кроме того, все документы на списание товара по иным причинам, отличным от реализации через розничную сеть, должны проходить через систему «Честный знак». Новое правило распространяется и на розницу, и на предприятия общепита, где напитки продаются на розлив.
Влажные корма для домашних животных
Обязательная маркировка вводится для влажных кормов для домашних питомцев. Реализация товара, не имеющего индивидуального кода, разрешена до момента истечения их срока годности. По окончании периода хранения товар списывается на утилизацию обычным путем без передачи сведений в систему «Честный знак».
Медицинские товары
С 1 марта обязательной маркировке подлежат медицинские перчатки. Возможно, в ближайшие месяцы будет введена кодировка для других видов медицинской продукции. Также в марте становится обязательной маркировка средств для дезинфекции жилых и нежилых помещений, медицинских принадлежностей, текстильных товаров. Реализация продукции без индивидуального кода разрешена до 31 августа.
Поэкземплярный учет медицинских товаров может стать обязательным для всех участников рынка с 1 сентября. Чтобы успеть к этому сроку, маркировку кодами Data Matrix повсеместно вводят с 1 марта.
Биологически активные добавки
Обязательная маркировка вводится для активированного угля, дрожжей, рыбьего жира и препаратов на основе растительных компонентов. Также для указанных товаров действует правило объемно-сортового учета. В текущем году ожидается перевод данной товарной группы на разрешительный режим.
Лекарственные препараты для животных
С марта ветеринарные клиники и аптеки должны внедрить поэкземплярный учет лечебных препаратов. При продаже потребителю в обязательном порядке придется считывать код с каждой упаковки, чтобы указать ее в кассовом чеке.
Велотовары
Обязательной становится продажа велотоваров с маркировкой «Честного знака». Продукция, не имеющая маркировочного кода, будет запрещена к реализации потребителям с 1 марта. Кроме того, для этой категории товаров вводится обязательный поэкземплярный учет — считывание кода на кассе при продаже для сверки данных с учетной базой системы «Честный знак».
Бакалея
Участники рынка бакалейных товаров с 1 марта могут обратиться в систему «Честный знак» для получения кодов на снеки (обязательная маркировка с 1 мая), а также на сухие супы, соусы и приправы (будут маркироваться с 1 июля). Даты введения обязательной кодировки других видов бакалейных товаров пока неизвестны.
Косметика и товары бытовой химии
С 1 марта открывается регистрация в системе «Честный знак» для участников рынка косметических товаров и бытовой химии. Для мыла и чистящих средств стартовый срок установлен на 1 мая, для уходовых составов — на 1 июля, для декоративной косметики и зубной пасты — на 1 октября. Другие товары планируется перевести в режим обязательной маркировки на протяжении 2025-2026 годов.
Моторные масла
Для категории автомобильных жидкостей и смазочных материалов обязательную цифровую маркировку запустят с 1 сентября. Поэтому с 1 марта участники рынка могут обратиться в систему «Честный знак» для регистрации, получения доступа в личный кабинет и начала работы с кодировкой.