В Узбекистане с 1 июля отменен запрет на экспорт плодоовощной продукции, картофеля, бахчи и винограда автомобильным транспортом, следует из постановления правительства, обнародованного в понедельник.
С 1 сентября 2015 года решением правительства экспорт плодоовощной продукции, картофеля, бахчи и винограда осуществлялся исключительно железнодорожным и воздушным транспортом. Данное решение обосновывалось повышением прозрачности таможенных процедур при оформлении контрактов по экспорту указанных видов продукции и предотвращения их незаконного перемещения через таможенную границу республики.
Согласно внесенным дополнениям в документ, с 1 июля 2016 года вновь разрешен экспорт с использованием автотранспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, имеющим лицензию на право осуществления международных перевозок грузов автомобильным транспортом.
По итогам 2015 года объем производства плодоовощной продукции в Узбекистане увеличился на 6,7% — до 12,6 миллиона тонн, бахчевых — до 1,8 миллиона тонн (плюс 5,9%), винограда — до 1,56 миллиона тонн (плюс 11,4%). При этом по разным оценкам, только 500-700 тысяч тонн из указанного объема ежегодно экспортируется в страны СНГ — главным образом в России
В качестве сдерживающих факторов увеличения поставок плодоовощной продукции в РФ из Узбекистана, в том числе бахчевых, эксперты называют высокие тарифы на ее перевозку через территорию стран-членов Таможенного союза (ТС), повышенные карантинные меры при прохождении таможенной границы России, а также нерентабельность поставок продукции небольшими партиями для розничных сетей в РФ. По мнению узбекской стороны, это приводит к непрозрачным, серым схемам в торговле, когда узбекский товар завозится в одни страны ТС и оттуда реэкспортируется в другие страны этой организации.