В рамках территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Комсомольск" создано совместное предприятие, ориентированное на выпуск грузовых автомашин. С российской стороны в проекте участвуют ООО "Дальневосточная дорожно-строительная компания" и ООО "АмурСтройТехника", с китайской – Sinotruk, которая входит в десятку крупнейших в Китае производителей тяжелых грузовиков, самосвалов и тягачей.
По расчетам инвесторов на заводе в Комсомольске-на-Амуре будут выпускать до 4 тыс. грузовиков в год. Это позволит закрыть потребности Хабаровского края в большегрузной технике с учетом дальнейшего развития автодорожной.
Компании совместно с Агентством инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре уже подписали соглашение о намерениях. "В ходе переговоров было принято решение о создании в Комсомольске-на-Амуре совместного российско-китайского предприятия, которое займется строительством завода по сборке автотранспортных средств с использованием комплектующих и технологий Sinotruk на производственных площадках территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Комсомольск", - сообщил руководитель Агентства инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре Антон Арбузов.
Уже в 2016 году планируется начать экспериментальное производство на территории бывшего завода "Амурлитмаш". На первом этапе производственные мощности составят 300-800 автомобилей. В 2017 году предполагается начать строительство предприятия по сборке автотранспортных средств на площадке "Парус", которая относится к ТОСЭР "Комсомольск". Будет налажено производство кузовов, кабин, рам автомашин. Всего будет создано более 1 тыс. новых рабочих мест.
Производство большегрузной техники в Комсомольске в первую очередь поможет региону закрыть потребности в ней в связи с увеличением грузопотока и расширением автодорожной сети, уточнили в краевом правительстве.
В настоящее время на автомобильный транспорт в Хабаровском крае приходится порядка 60% грузовых перевозок, отмечает доцент кафедры "Эксплуатация автомобильного транспорта" Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) Павел Пегин. Протяженность автодорог в регионе – около 8 тыс. км. Перспективы грузовых перевозок на данном виде транспорта связываются с завершением строительства автотрасс Лидога – Ванино, Селихино – Николаевск-на-Амуре, развитием международного транспортного коридора Хабаровск – Фуюань (КНР).
Стимулировать приток грузов будет реализация проекта "Обход Хабаровска". Этот объездной автодорожный участок протяженностью почти 27 км позволит вывести транзитный автотранспорт за пределы краевого центра. Новая дорога сможет пропускать до 96 тыс. автомобилей в сутки.
Строительство будет осуществлено на основе государственно-частного партнерства. Финансовая модель подразумевает заключение концессионного соглашения сроком на 15 лет с учетом софинансирования проекта в размере не более 24,8 млрд руб. из регионального и федерального бюджета. При этом рассматривается привлечение средств, собранных системой "Платон".
"На ближайшую перспективу автомобильная дорога "Обход Хабаровска" может стать основным региональным инфраструктурным объектом притяжения транспорта, - считает доцент ТОГУ Владимир Ярмолинский. – Она позволит в обход улично-городской сети Хабаровска соединить федеральные трассы "Уссури" (Хабаровск – Владивосток), "Амур" (Хабаровск – Чита) и "Восток" (Хабаровск - Находка)".
К настоящему времени на участие в качестве резидентов ТОСЭР "Комсомольск" подали заявки восемь компаний. В частности, на площадке "Парус" намерена разместить свое производство компания "Эпсилон-2". Она готова выпускать продукцию из алюминиевых, стальных и титановых сплавов для авиастроения. К площадке "Парус" также проявляют интерес компании АКОР с проектом изготовления твердосплавного металлорежущего инструмента и "РТ - Химкомпозит". Последняя планирует построить завод по изготовлению угле-, стекло- и органопластиковых деталей каркаса, а также электро- и радиооборудования для самолетов.