Россияне за первый квартал текущего года совершили покупки в иностранных интернет-магазинах на 70 млрд рублей, что на 106% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число почтовых отправлений в Россию при этом выросло почти втрое, до 48 млн посылок против 17 млн годом ранее, причем 90% из них приходит из Китая, свидетельствуют данные исследования Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), GfK и "Почты России".
В основном россияне покупают мелкую бытовую технику, аксессуары, электронику и одежду. Все это весьма недорогие товары. Средний чек покупки с AliExpress не превышает 700 рублей, а если смотреть по всем почтовым отправлениям, он вдвое выше – 1400 рублей.
Объем заказов в российских интернет-магазинах за тот же период вырос всего на 3%. По мнению представителя E-commerce Solutions, это связано с тем, что российская электронная торговля ориентирована совсем на другой ценовой сегмент товаров и класс потребителей. Это скорее недешевые товары для среднего класса, спрос на которые в текущей экономической ситуации невысок.
Кроме того, в отличие от российских ритейлеров, китайские интернет-магазины не платят в России ни налоги, ни таможенные пошлины, не несут затраты на сертификацию товаров. Поэтому могут предложить покупателю более низкую цену товара.
Изменить ситуацию может снижение порога цены посылки, не облагаемой пошлинами, который сейчас составляет 1000 евро. Эта мера обсуждается уже не первый год, однако законодатели не могут прийти к единому мнению на фоне разницы подходов к этому в ЕАЭС. Так, в Белоруссии пошлиной облагаются покупки дороже 22 евро, на этом настаивают и наши сторонники данной меры. В Казахстане, как и в РФ на данный момент, "порог отсечения" составляет 1000 евро, в других странах – 300-500 евро.
Однако, согласно данным исследования, подавляющая доля покупок - дешевле 22 евро. Таких покупок было 60% в 2015 году. В 150 евро укладывается 95,5% всех покупок. Таким образом, если ограничение по сумме в 22 евро вступит в силу, большую часть покупок оно не затронет, коснувшись лишь ограниченного сегмента высококачественных и/или брендовых товаров, отмечают эксперты.