В ходе заседания Совета ВТО по торговле услугами в Женеве представители Минэкономразвития России в очередной раз были вынуждены обратить внимание членов ВТО на систематическое нарушение Украиной своих обязательств в рамках данной организации. Меры Украины по реформированию единой газотранспортной системы Украины вступают в серьезное противоречие с базовыми принципами данной организации – к российским поставщикам услуг будут применяться откровенно дискриминационные правила, нарушающие режим наибольшего благоприятствования.
В сентябре 2014 г. на Украине вступил в силу Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой газотранспортной системой Украины" № 1645-VII от 14 августа 2014 г., который впоследствии был отменен в связи со вступлением Закона Украины "О рынке природного газа" №329-VIII от 9 апреля 2015 г.
В соответствии с Законом Украины "О рынке природного газа" №329-VIII функции оператора Единой газотранспортной системы и подземных хранилищ газа Украины закрепляются исключительно за юридическими лицами, которые принадлежат или контролируются Украиной, или за юридическими лицами, являющимися резидентами государств - членов ЕС, США или Энергетического Содружества.
Подобные преференции ограниченному кругу лиц не могут быть оправданы никакими «исключениями» из правил ВТО. В соответствии со статьей II Генерального соглашения ВТО по торговле услугами Украина должна применять одинаковый режим к поставщикам услуг всех членов ВТО.
Представители Украины пытаются оправдывать свои нарушения якобы требованиями права ЕС и соглашений об энергетическом содружестве. Подобные заявления, впрочем, не выдерживают никакой критики, и выглядят неуместными для любого, кто знаком с базовыми принципами международного права, к примеру, Разделом 4 Венской конвенции о праве международных договоров. Также очевидно, что ни право ЕС, ни Соглашения об энергетическом содружестве не содержат положений, которые требовали бы от Украины дискриминации российских поставщиков и поставщиков из других стран-членов ВТО.
При переходе к субстантивной дискуссии о сути и причинах принятых мер, украинская делегация продолжает придерживаться ранее выбранной позиции ухода от ответов на конкретные вопросы и ограничивается общими заявлениями о соответствии своего законодательства обязательствам Украины в ВТО.