Минэкономразвития разрабатывает документ, который отменит запрет на продажи пищевых продуктов в Интернете. Ранее ведомство уже подготовило поправки к Постановлению Правительства и Указу Президента, которые снимают аналогичные ограничения с онлайн-торговли ювелирными изделиями, — сейчас эти поправки проходят процедуру согласования. Об этом «Известиям» сообщил замминистра экономического развития Олег Фомичев.
Он уточнил также, что разработка поправок к действующему законодательству началась по итогам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича.
Отметим, тема снятия запретов на торговлю некоторыми категориями товаров в Интернете получила серьезное развитие летом 2016 года. Тогда первый зампред Правительства Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития представить предложения по сокращению перечня товаров, оборот которых ограничен в онлайне.
Согласно Постановлениям Правительства №612 («Правила продажи товаров дистанционным способом») и №55 («Правила продажи отдельных видов товаров»), а также профильным федеральным законам сегодня в России запрещены к продаже дистанционным способом алкоголь, табак, лекарства, продовольственные товары, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружие и патроны к нему, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программы для электронных вычислительных машин и базы данных.
Запрет на онлайн-торговлю продуктами питания также закрепляют решение Верховного Суда от 4 октября 2011 года и письма Роспотребнадзора, добавляет член совета адвокатской палаты Республики Татарстан Тимур Баязитов.
— Приведенные в них формулировки достаточно четко указывают на запрет торговли пищевыми продуктами в Интернете. Однако в них имеется большое количество лазеек, позволяющих бизнесменам использовать для распространения товаров иные организационные формы, — добавил он. — Например, формально продукты питания могут передаваться покупателю как бонус за приобретение непродовольственной продукции.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первое полугодие 2016 года объем рынка онлайн-торговли составил 405 млрд рублей, что на 26% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом на интернет-торговлю продуктами приходится около 1–2% от общих продаж. Среди крупных компаний, которые предлагают продуктовые товары дистанционно, можно назвать «Утконос», «Окей», «Седьмой континент», «Азбука вкуса», Ozon и др. В Ozon «Известиям» заявили, что не считают дистанционные продажи запрещенными.
— Товары, которые запрещены к продаже дистанционным способом, четко определены в постановлении № 612: это алкогольная продукция и товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, продажи продуктов не попадают под такой запрет, — заявил представитель Ozon.
Юристы компании не считают также, что запрет дистанционных продаж пищевых продуктов содержится и в постановлении №55. В нем, по их мнению, предусмотрен запрет на продажи продуктов вне мест стационарной торговли (на дому, по месту работы или учебы и т.д.), то есть разносная торговля. При этом разносная и дистанционная торговля — разные понятия, заявляют в Ozon, ссылаясь на ГОСТ «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения».
В АКИТ «Известиям» сказали, что «как такового запрета на продажу продуктов питания дистанционным способом сегодня нет, за исключением скоропортящихся». При этом представители ассоциации подчеркивают, что в нормативных актах присутствует путаница в правилах продажи. Например, техрегламент «О безопасности пищевой продукции» допускает совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов при отсутствии контакта, в то время как СанПиН «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» предусматривает, что транспорт для перевозки пищевых продуктов должен быть специализированным и иметь паспорт.
В ассоциации считают, что в любом случае на этом рынке должны быть созданы прозрачные условия работы, что будет способствовать его развитию. В АКИТ добавляют также, что «легализация дистанционной продажи алкоголя — другой очень важный фактор развития онлайн-продаж продуктов питания».
— Алкоголь в разы увеличивает сумму среднего чека и стоимость покупательской корзины — вместе с ним люди, как правило, покупают дополнительную еду и напитки, — считают в АКИТ.
Напомним, онлайн-продажи алкогольной продукции законодательно должны быть утверждены Минпромторгом — концептуально эти предложения уже готовы и до конца года будут обсуждены в Правительстве.
— Безусловно, инициатива важная и целесообразная, любые ограничения ассортимента товаров снижают привлекательность торгового бизнеса и электронная торговля здесь не исключение, — отметили в Минпромторге, добавив, что аналогичная работа проводится и в рамках формирования Стратегии развития электронной торговли проектной группой при министерстве.