Кому мы продаем свою «белую смерть»?
Сахарное производство стало самой выгодной сферой сельского хозяйства, считает эксперт Аналитического центра при Правительстве России Елена Разумова. На руку производителям сыграли засухи в Юго-Восточной Азии, которые привели к падению производства сахарного тростника. Теперь российские компании смогут расширить поставки на внешние рынки и в особенности страны СНГ. «Спрос на сахар велик, и в среднесрочном периоде среди новых инвестпроектов он будет выступать одним из инвестиционных драйверов», – отмечает Елена Разумова.
Большинство экспертов сходятся на том, что производство сахара в России имеет дальнейшие перспективы роста именно за счет экспорта. Тем более, что в стране наблюдается перепроизводство.
В 2016 году выпуск сахара достиг 6022,9 тысячи тонн, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 5%. Всего же с 2010 года выпуск вырос более чем на четверть. За последние шесть лет в отрасли произошло немало позитивных изменений. Если в 2010 году около 40% продукции приходилось на тростниковый сахар, выработанный из импортного сырья, то в 2016 году 95% продукции приходится на свекловичный сахар, сырье для которого выращивается в России.
За шесть лет валовый сбор сахарной свеклы увеличился более чем в два раза и в 2016 году достиг абсолютного рекорда в 51,4 млн тонн (+31,6%).
При этом есть сахара больше россияне не стали. Уровень потребления почти не меняется и остается на уровне около 5,77 млн тонн.
Справимся без импорта
Из-за того, что мы стали производить больше сахара, его закупки за рубежом рекордно упали. По данным ФТС, мы ввезли тростникового и свекловичного сахара в прошлом году почти на треть меньше – всего на $257 млн долларов (-34%). При этом показатели по весу упали почти в два раза – с 1 млн до 531 тысячи тонн продукции.
Впрочем, на падении поставок сказалась и девальвация рубля в начале года, которая сделала дороже закупку продукции за рубежом. Главными поставщиками сахара в Россию традиционно были белорусы. В прошлом году мы закупили у них сахара на $118 млн, что на 32% меньше, чем в 2015 году. Антирекорд установила Бразилия – второй по величине поставщик: мы снизили закупки бразильского сахара в три раза – с $143 млн до $45 млн. Во многих других странах дальнего зарубежья мы тоже стали закупать меньше. Так, поставки с Кубы упали почти в два раза – до $23,4 млн.
В то же время из некоторых стран мы поставки все же нарастили, хотя они и в меньшинстве. Мы закупили на треть больше в Польше и на 27% больше в Колумбии. Также мы практически с нуля открыли для себя Австралию. Если раньше она поставляла нам сахара на сумму в $3,1 млн, то в 2016 году выбилась на шестое место среди других стран-импортеров с показателем в $25,6 млн.
Где едят российский сахар?
Низкий курс рубля в начале 2016 года в совокупности с возросшим объемом производства привели к тому, что объемы экспортных поставок сахара из России рекордно выросли. Если в 2015 году объем экспорта оценивался в скромные $7,5 млн, то в 2016 году он резко вырос почти в шесть раз – до $44 млн. В физическом выражении экспорт вырос ещё внушительнее – больше чем в девять раз, до 77 тысяч тонн.
Основными покупателями российского сахара стали страны СНГ. На первое место вышел Таджикистан. В 2016 году на него приходилось более 30% всех поставок. На втором и третьем месте оказались Казахстан и Украина с объемами закупок в $8,8 млн и $5,1 млн соответственно.
Среди других соседей по СНГ закупают российский сахар Азербайджан, Киргизия и Беларусь.
Однако у России есть и более экзотические покупатели. На $971 тысячу в прошлом году закупила сахара Монголия, на $244 тысячи – Шри-Ланка. Полюбился российский сахар американцам и северокорейцам. Они купили на $80,3 тысячи и $24,6 тысячи соответственно.