Создатели Комплексной программы ориентировались на положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и учли пожелания представителей отечественного бизнеса. К моменту окончательного внедрения программы работа таможни должна стать полностью прозрачной и законной, а её решения – предсказуемыми и обоснованными. Также программа предполагает автоматизацию таможенных операций и, как следствие, ускорение процессов, а также перевод декларирования в электронный вид.
Реформа таможенной службы началась ещё в 2008 году, когда ФТС перешла на новый путь. Тогда таможенное оформление товаров, которое ранее производилось в местах концентрации бизнеса, перенесли к таможенным границам. Для предпринимателей это оказалось чрезвычайно неудобным, но многие препятствия устранились с образованием в 2010 году Таможенного союза Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. В то же время разработали дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования», в которой предполагалась автоматизация многих технологий, включая платежи в электронном виде, сокращение число документов, необходимых для декларирования, упрощение таможенных процедур и пр. Часть мероприятий была реализована, но до начала дискуссий по Комплексной программе таможня и представители деловых кругов так и не нашли полного взаимопонимания.
Принятие в мае Комплексной программы развития ФТС до 2020 года стало радикальным поворотным моментом. Ещё на этапе разработки к её обсуждению привлекли предпринимателей, что показало заинтересованность государства и контролирующего органа в активном взаимодействии с бизнес-сообществом. Главное направление программы – усовершенствование информатизации таможенных мероприятий, полноценное внедрение электронного декларирования, гарантия равной и честной конкуренции, снижение до минимума финансовых издержек для бизнеса при максимальном уменьшении рисков для государственного бюджета.
При всей оптимистичности Комплексной программы она не в полной мере оправдала ожидания многих предпринимателей, которые усмотрели в ней сходство с дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования». Тем не менее даже скептики отметили в программе ряд позитивных идеологических векторов. В первую очередь в этой связи стоит сказать о субъектно-ориентированной системе управления рисками, которую разработчики Комплексной программы описали весьма развёрнуто. Данная модель подразумевает, что выборочность таможенного контроля определяется категорией лица, перемещающего товар, а не видом сделки. По категориям участники внешнеэкономической деятельности распределяются в зависимости от вероятности нарушения законодательства. Таможенная служба заявила, что уже расширяет список добросовестных участников ВЭД, при этом в программе указано, что созданы алгоритмы использования индикаторов риска, благодаря которым партии товаров с высоким уровнем могут быть выявлены во время любой таможенной операции.
Ещё один важный момент программы – перевод регистрации деклараций в Центры электронного декларирования. На основе документов, поданных предпринимателем в «Единое окно», решение будет принимать компьютер, используя алгоритмы определения риска. В таком случае осмотр товара будет производиться не таможенником, с которым может контактировать предприниматель, а специалистом, проверяющим контейнер непосредственно на границе.
Третье серьёзное направление – внедрение возможности отсрочки и рассрочки уплаты платежей с внесением средств на единый лицевой счёт Федеральной таможенной службы. Это нововведение существенно упростит жизнь бизнеса. Если ранее участникам ВЭД требовалось резервировать финансы в региональных таможенных управлениях или на самих таможнях, то теперь им нужно будет произвести платёж на единый счёт.
И, безусловно, самый главный аспект Комплексной программы – полномасштабная автоматизация всех первостепенных процессов, включая технологию электронного транзита. Это поможет значительно сократить сроки обработки данных и обеспечит чёткое и оперативное взаимодействие между таможней и участниками ВЭД. Предполагается, что к 2020 году 99% транзитных деклараций будут электронными, причём для их выпуска потребуется всего несколько минут. Для компаний, чей уровень риска будет оценён как низкий, взаимодействие с таможней в электронном виде будет превалирующим.
Всего в Комплексной программе развития ФТС до 2020 года выведен 41 показатель. По этим показателям и будет оценивать работа таможенной службы. Программа разрабатывалась под лозунгом «Простота и удобство, эффективность и безопасность», поэтому и у бизнес-сообщества, и у государства есть серьёзные основания надеяться, что таможенное администрирование будет интенсивно совершенствоваться, становясь все более комфортным и максимально безопасным для всех участников ВЭД.