Пользователи приложения «Честный знак», с помощью которого можно убедиться в покупке маркированной, подлинной продукции, чаще всего проверяют легальность обуви. Об этом ТАСС сообщил «Оператор системы маркировки - Центр развития перспективных технологий» (Оператор-ЦРПТ).
«С введением маркировки у покупателя появилось однозначное понимание, что товар без маркировки находится в обороте нелегально. Для проверки легальности и выходных данных обуви активно используется приложение «Честный знак». Мало того, можно пожаловаться на нарушения - не только самой маркировки, продажи товара мимо кассы, но и на наличие немаркированного товара. И обувь - самый популярный товар для проверки: коды с нее пользователи «Честного знака» просканировали 6,7 млн раз при общем числе сканирований в 12,9 млн. Так что создается система общественного контроля - причем, с элементами геймификации», - сообщил представитель оператора маркировки.
К 1 сентября 2020 года закончилась маркировка остатков обуви, произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 года. «Этой возможностью пользовались в том числе торговые точки. Большинство же предпочли замаркировать остатки еще до 1 марта - до этого срока коды на остатки обуви выдавались бесплатно, а участники оборота предпочли не ждать 1 сентября и подготовить товар к 1 июля, чтобы можно было спокойно продавать обувь всего ассортимента и размерного ряда. К настоящему времени в системе маркировки зарегистрированы 61,6 тысячи участников», - сообщили в ЦРПТ.
Компании о маркировке
Компании-участники системы маркировки, поддерживающие ее внедрение как эффективный механизм борьбы с контрафактом, рассказали ТАСС, оказала ли влияние система на бизнес-процессы и цену для потребителей.
Так, ГК «Обувь России» присоединилась к эксперименту по маркировке в сентябре 2018 года, что позволило подготовиться к введению обязательной маркировки: приобрести необходимое оборудование, доработать программное обеспечение. «Нам пришлось перестроить ряд бизнес-процессов, прежде всего логистику, так как при внедрении маркировки движение товаров фиксируется на каждом этапе. Еще один момент: с введением маркировки значительно увеличивается объем электронного документооборота, поэтому, возможно, в дальнейшем потребуется приобрести дополнительные серверные мощности, которые достаточно затратные, поскольку являются частью IT-инфраструктуры», - сообщили в компании, при этом отметив, что «Обувь России» работает в среднеценовом сегменте (средняя цена на пару обуви составляет 3-5 тыс. рублей), «поэтому введение маркировки на ценах товаров не отразится».
В «Эконике» ТАСС сообщили, что информационная система маркировки еще находится в процессе доработки, в частности не реализован механизм передачи кодов маркировки через электронный документооборот для комиссионной схемы, что требует оперативной перестройки внутренних бизнес-процессов компании. «В основе своей проект заработал, участники рынка его подхватили, хотелось бы, чтобы оставшиеся недочеты были быстро доработаны, ведь они мешают основным бизнес-процесссам компаний. Безусловно, проект потребовал определенных инвестиций, на закупку специализированного оборудования, на изменение бизнес-процессов компании. У ряда игроков рынка увеличилась цепочка «производитель - закупочная компания -покупатель». Увеличен документооборот, добавились затраты на маркировку (например, один лишь код маркировки стоит 0,6 рублей за штуку, не считая затрат на его печать и маркировку). В то же время существенного влияния на цену для потребителя проект не оказывает», - отметил директор по продукту сети «Эконика» Сергей Манышев.