Эксперимент по маркировке ювелирной продукции в России начнется с 1 декабря 2020 года, обязательная маркировка - с 1 января 2021 года. Оборот изделий без маркировки будет разрешен до 1 июля 2021 года, сообщила пресс-служба Минфина.
«С 1 декабря 2020 года система (маркировки ювелирных изделий - прим. ТАСС) заработает в тестовом режиме, будет введена добровольная маркировка и открытие личных кабинетов в системе. С 1 января 2021 года - начало маркировки в обязательном режиме. С 1 июля 2021 года будет разрешен только оборот маркированных ювелирных изделий», - говорится в сообщении.
Как отметил замминистра финансов России Алексей Моисеев, слова которого приводятся в сообщении, маркировка направлена на защиту покупателей от подделок и повышение доверия потребителей к ювелирной отрасли. «В целом внедрение элементов цифровизации в сфере оборота драгметаллов обеспечит оперативный доступ к полной информации о приобретенном ювелирном изделии как для покупателей, так и для представителей надзорных органов. При этом можно будет ознакомиться с данными о происхождении изделия и его физико-химическими характеристиками», - добавил он.
В свою очередь руководитель Федеральной пробирной палаты Юрий Зубарев считает, что государственная система прослеживаемости позволит эффективно выявлять потенциальных нарушителей на всех этапах - от добычи драгметаллов до производства и продажи ювелирного украшения. «Помимо этого, система повысит эффективность государственного контроля, автоматизирует административные процедуры взаимодействия государства и рынка», - отметил он.
Система маркировки
Сейчас в России проходят эксперименты по маркировке товаров в нескольких отраслях. В 2019 г. обязательной стала маркировка табака, духов, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также пяти групп изделий легкой промышленности. С 1 июля 2020 г. началась обязательная маркировка лекарств и обуви.
Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. К 2024 г. в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Оператор системы - Центр развития перспективных технологий, созданный на основе государственно-частного партнерства.