Минпромторг РФ пошел на уступки производителям в части маркировки скоропортящейся молочной продукции и предложил правительству не обязывать вести ее поэкземплярный учет. Об этом сообщила в понедельник глава департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерина Приезжева.
«В минувшую пятницу Минпромторгом РФ был внесен в правительство очередной скорректированный проект постановления, который утверждает правила маркировки молочной продукции. <…> Пошли на беспрецедентную уступку просьбам бизнеса, и требование по поэкземплярной прослеживаемости не касается продукции, срок годности которой 40 суток и меньше. Соответственно, эта продукция будет прослеживаться объемно-артикульным способом», - сообщила Приезжева в ходе прямой линии по маркировке для участников молочного рынка.
Речь шла об этапе введения маркировки молочной продукции, когда поэкземплярный учет станет обязательным. Такое требование, в соответствии с последними поправками Минпромторга, предполагается ввести с 1 декабря 2023 года, и оно, как пояснила Приезжева, будет касаться всей молочной продукции, кроме той, у которой срок годности не превышает 40 дней.
Новые сроки маркировки
Приезжева озвучила новые сроки этапов введения маркировки молочной продукции, которые содержатся в скорректированном проекте постановления правительства РФ, внесенном Минпромторгом в кабмин в пятницу, 27 ноября. Названные сроки не касаются товаров массой менее 30 г, молочного питания детей до 3 лет и специального и профилактического питания - эти категории продукции от маркировки освобождаются.
«Старт обязательной маркировки - 20 января 2021 года. С 20 января появляется возможность добровольно маркировать и вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассу молочной продукции. Следующая обязательная дата - 1 июня 2021 года, наступает требование по обязательной маркировке для следующих категорий молочной продукции: мороженое и сыров. Следующий этап - 1 сентября 2021 года, наступает требование по обязательной маркировке товаров со сроком годности более 40 дней, то есть вся молочная продукция с длительным сроком хранения вступает в обязательную маркировку», - сообщила Приезжева.
Она добавила, что обязательная маркировка скоропортящейся молочной продукции, согласно последней версии проекта постановления правительства, стартует в конце будущего года.
Кроме того, в новой версии постановления правительства требование об обязательной маркировке для фермеров при продаже через собственную розницу наступает 1 декабря 2022 года, сообщила Приезжева.
О маркировке
В молочной отрасли эксперимент по маркировке начался с 15 июля 2019 года. Ранее предполагалось перейти к обязательной маркировке молочной продукции с мая 2021 года, Молочный союз предложил перенести этот срок на июнь 2021 года.
Что касается других товаров, то в 2019 году обязательной стала маркировка табака на уровне производителей и лекарств из категории «Семь высокозатратных нозологий». С 1 июля 2020 года введена обязательная маркировка всех лекарств и обуви, а также прослеживаемость табачных изделий. С 1 октября началась маркировка парфюмерии и фототоваров, с 1 ноября - шин и покрышек. В 2021 году обязательной станет маркировка пяти групп изделий легкой промышленности.
Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.
К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров. Оператор системы - ЦРПТ, созданный на основе государственно-частного партнерства.