Коллегией Суда ЕАЭС рассмотрено дело по заявлению ООО «Монокристалл» об оспаривании решения Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 № 84 «О классификации искусственного корунда в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС» (далее – Решение № 84).
В соответствии с оспариваемым Решением № 84 искусственный корунд, представляющий собой α-модификацию оксида алюминия (корунда), получаемого различными способами в результате кристаллического перехода оксида алюминия в α-форму из других кристаллических форм в процессе прокаливания при температуре более 1200 °C (например, по методу Байера или спеканием с известью и содой), в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС 1 и 6 классифицируется в субпозиции 2818 10 ТН ВЭД ЕАЭС. Разрешая заявление Общества Суд указал, что, фактически, Решение № 84 ввело новый способ производства искусственного корунда – прокаливание при температуре более 1200 °C, а также обязало импортеров классифицировать товар в товарной субпозиции 2818 10 ТН ВЭД как искусственный корунд только на том основании, что он содержит αмодификацию оксида алюминия. Как следствие, это приводит к тому, что в товарную субпозицию 2818 10 ТН ВЭД, предусмотренную для искусственного корунда, должна включаться широкая группа товаров, называемых глиноземами, только на том основании, что они содержат в своем составе α-модификацию оксида алюминия.
ЕЭК при принятии оспариваемого Решения № 84 учитывала только текст тома VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, который вводит новый критерий классификации искусственного корунда – способ его производства. В то же время ЕЭК не учла, что в тексте тома I Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС содержатся также другие классификационные признаки, отличающие оксид алюминия от искусственного корунда: внешний вид, свойства, способы производства и использования.
Мнение Bryan Cave Leighton Paisner: данное Решение Коллеги подтверждает давно устоявшеюся в судебной практике позицию о том, что классификация товаров должна осуществляться в соответствии с их объективными характеристиками и свойствами, которые должны соотноситься с текстами товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Судом верно отмечено, что, фактически, не учитывая всех особенностей, отличающих товар «искусственный корунд» от товара «оксид алюминия, отличный от искусственного корунда», ЕЭК расширила объем товарной субпозиции 2818 10 и сузила объем товарной субпозиции 2818 20, то есть вышла за пределы своих полномочий, предоставленных ей п. 2 ст. 45 Договора о ЕАЭС.