Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 305-ЭС20-6768 по делу № А41-95371/2018.
Обществом были ввезены товары «самоходные погрузчики», которые были классифицированы им в товарной подсубпозиции 8428 90 900 0 ТН ВЭД.
Таможней проведена камеральная таможенная проверка представленных обществом деклараций, по результатам которой сделан вывод о неверности классификации товаров декларантом, в связи с чем таможенным органом приняты решения о классификации товаров.
В зависимости от типа двигателя (электрический, дизельный) ввезенные Обществом самоходные машины классифицированы таможней в различных товарных подсубпозициях в рамках товарной группы 8427 ТН ВЭД, в том в числе по коду 8427 20 190 9 «Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием». Посчитав, что при классификации товаров в подсубпозиции 8427 20 190 9 ТН ВЭД у лица, осуществившего ввоза товаров, возникает обязанность по уплате утилизационного сбора, таможенный орган письмом известил Общество о сумме утилизационного сбора и необходимости его уплаты. Поскольку Общество в добровольном порядке утилизационный сбор не уплатило, Таможня обратилась в суд с заявлением, в котором просила взыскать утилизационный сбор. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, требования Таможенного органа удовлетворены.
Отменяя судебные акты нижестоящих судов, Верховный Суд РФ указал, что в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора содержится товар «Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)».
Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно, фронтальных погрузчиков. Поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, классифицируемые в рамках товарной позиции 8427 20 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором, вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Мнение Bryan Cave Leighton Paisner: рассматривая данное дело Верховный Суд РФ обоснованно учел принцип формальной определенности, который распространяется на все обязательные платежи, включая утилизационный сбор. Данный принцип отражен в п. 6 ст. 3 Налогового Кодекса РФ и заключается в том, что правила взимания обязательных платежей должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование - носило предсказуемый характер.
В рассматриваемом случае суды нижестоящих инстанций руководствовались лишь кодом ТН ВЭД для определения того, существовала ли у Общества обязанность по уплате лицензионных платежей, вместе с тем, судам надлежало принять во внимание не только код ТН ВЭД, но и наименование товара, поскольку для целей начисления утилизационного сбора существенное значение имеет также вид ввезенного транспортного средства.