Определение Верховного Суда РФ от 18 ноября 2020 г. № 302-ЭС20-10494 по делу № А19-17953/2019.
Общество вывезло с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Беларусь общество товар «меламин», классифицируемый в товарной подсубпозиции 2933 61 0000 ТН ВЭД ЕАЭС без осуществления его таможенного декларирования путем подачи декларации на товары, но с представлением статистической формы учета перемещения товаров по Постановлению Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС» (далее - Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329, действовало в период вывоза товара).
Таможенный орган пришел к выводу, что Общество в нарушение п. 3 ст. 1.1 Соглашения (заключено в г. Москве 12.01.2007) между Правительством РФ и Правительством РБ о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение), гл. 17 ТК ЕАЭС, не произвело таможенное декларирование товара «меламин». Вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал. Суды апелляционной и кассационной инстанции поддержали позицию суда первой инстанции.
Отменяя судебный акты судов нижестоящих инстанций, Верховный Суд РФ указал, что в письме ФТС России от 07.05.2020 № 01-10/24518, на которое Общество указывало в дополнении к кассационной жалобе от 22.05.2020, направленном в суд округа, разъяснено, что до внесения изменений в пункт 3 статьи 1.1 Соглашения таможенному декларированию путем подачи декларации на товары подлежат товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 00 - 2715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС. В случае вывоза из РФ в РБ иных товаров, классифицируемых в 27 и 29 группах ТН ВЭД ЕАЭС, требуется предоставление в таможенные органы РФ статистических форм учета перемещения товаров в соответствии со ст. 278 Закона о таможенном регулировании и Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329.
Таким образом, общедоступное (вследствие размещения в справочно-правовых системах) и не отмененное по настоящее время письмо ФТС России от 07.05.2020 № 01-10/24518 не исключает такого толкования, что при вывозе с таможенной территории РФ на таможенную территорию РБ товара «меламин», классифицируемого в товарной позиции 2933 61 0000 ТН ВЭД ЕАЭС, требуется только предоставление в таможенные органы РФ статистических форм учета перемещения товаров, а не таможенное декларирование путем подачи декларации на товары. Соответственно, указанное письмо ФТС России фактически свидетельствует о наличии правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз товара «меламин» в спорной ситуации.
Мнение Bryan Cave Leighton Paisner: в настоящем деле поднят вопрос применимости принципа правовой определенности в сфере таможенного регулирования. В данном случае письмо ФТС России порождало правовую неопределенность относительно того, каким образом следует оформлять вывоз товара «меламин» с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. При этом, в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 № 6-П однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Неопределённость правового регулирования не должна порождать негативные последствия для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а должна устраняться с помощью соответствующих правовых механизмов. Такой подход соотносится с подходом, разъясненным в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49, согласно которому начисление пеней (или иное негативное последствие) может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (ст. 264 Закона о таможенном регулировании).