Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2020 по делу № А66-5900/2019.
Общество ввезло товары на условиях DAP-Торжок, определив их таможенную стоимость по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). В декларациях на товары Общество заявило вычеты расходов по транспортировке товаров после их прибытия на таможенную территорию Союза.
По результатам таможенной проверки таможенной орган принял решение о внесении изменений в декларации на товары, исключив заявленные Обществом транспортные расходы. Общество, не согласившись с принятыми таможней решениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать указанные решения недействительными.
Суд первой инстанции требований Общества удовлетворил, однако суды апелляционной и кассационной инстанций отменили решение суда первой инстанции, указав на неподтвержденность заявленных транспортных расходов.
Рассмотрев жалобу Общества, Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Суд указал, что ни декларант, ни взаимосвязанный с ним иностранный поставщик не раскрыли доказательства, подтверждающие действительное применение перевозчиками (экспедиторами) тех тарифов, с использованием которых в инвойсах поставщика была определена и указана стоимость расходов на перевозку (транспортировку) товаров, задекларированных обществом.
С другой стороны, суд апелляционной инстанции не дал оценку характеру обязательства экспедитора, привлеченного иностранным поставщиком и безосновательно ограничил возможность вычета расходов на перевозку (транспортировку) только стоимостью услуг перевозчика без учета иных затрат, необходимых для перевозки (транспортировки) товара. Суд апелляционной инстанции также не установил, каким способом таможенная стоимость определена таможенным органом без учета заявленных вычетов расходов на перевозку (транспортировку), предлагалось ли обществу в ходе таможенного контроля представить сведения, необходимые для правильного определения таможенной стоимости иными способами, в том числе, сведения об обычных тарифах на перевозку (транспортировку), исходящих от перевозчиков (экспедиторов).
Мнение Bryan Cave Leighton Paisne: данное дело демонстрирует, что в спорах, касающихся транспортных вычетов значение имеет документальная подверженность расходов и верная оценка представленных документов судами. Однако для декларантов-покупателей зачастую невозможно представить достаточное количество подтверждающих документов ввиду особенностей условий поставки, когда перевозка осуществляется не покупателем, а продавцом. С учетом этого следует помнить о выводе, изложенном в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 26.11.2019, о том, что предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
Материал подготовлен специалистами юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP: Владимиром Чикиным (партнер, Таможенное право и внешняя торговля), Ириной Маликовой (советник, Таможенное право и внешняя торговля), Анной Парфентьевой – (младший юрист, Таможенное право и внешняя торговля).