Главный интерес узбекского бизнеса — кооперация с крупными и средними российскими предприятиями. Сейчас в лидерах по торговле с Узбекистаном значится Самарская область, где уже создают торгово-распределительные центры в помощь компаниям-экспортёрам двух стран. Об этом «Парламентской газете» рассказал зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Фарит Мухаметшин.
- Фарит Мубаракшевич, Россия и Узбекистан поставили цель — достичь объёма торговли в 10 миллиардов долларов в год. За счёт чего это можно сделать?
Ф. М. Мухаметшин: Развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Узбекистаном — это один из стратегических приоритетов России на пространстве СНГ. Действительно, цель — 10 миллиардов долларов двустороннего торгового оборота — была обозначена по итогам встречи президентов России и Узбекистана осенью 2018 года. Несмотря на тяжёлую эпидемиологическую ситуацию, в 2020 году наша страна оказалась второй в списке основных торгово-экономических партнёров Узбекистана.
Сегодня интерес для узбекского бизнеса представляют крупные и средние промышленные предприятия регионов России, а именно — возможность выстраивания кооперационных цепочек. В основном Узбекистан импортирует из России промышленные товары, продукты металлургии, нефтехимии. В то же время ключевой пункт в наращивании экспорта на российский рынок — узбекская текстильная промышленность и сельхозпродукция, овощи и фрукты. Также в последнее время Узбекистан уверенно набирает вес как поставщик полиэфирных волокон. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение, наращиваются мощности по переработке сельхозпродукции.
- Вы представляете в Совфеде Самарскую область, которая как раз активнее всех сотрудничает Узбекистаном. Как в тяжёлом 2020 году ей удалось увеличить товарооборот с этой страной аж на 20 процентов?
Ф. М. Мухаметшин: Два года назад регион подписал протокол о намерениях с Наманганской областью Узбекистана, сейчас согласование проходит проект соглашения Хорезмской областью, которое, уверен, послужит всем образцом качественного межрегионального сотрудничества. Не случайно именно в Самару нанесли официальные визиты посол Узбекистана в РФ Ботиржон Асадов, а также директор узбекского Агентства продвижения экспорта Улугбек Мурадов.
Самарская область очень перспективна для развития логистики. Правительство региона всесторонне поддерживает малый и средний бизнес в организации бизнес-миссий в Узбекистан. Визит туда делегации российских предпринимателей в феврале этого года стал отправной точкой для решения о возобновлении регулярного железнодорожного сообщения, чтобы восстановить поставки сельхозпродукции из Узбекистана в Россию.
И это далеко не единственный логистической проект Самарской области, ключевого региона для развития торгово-экономических связей России со странами Евразии. Область включена в международный маршрут «Один пояс — один путь», связывающий Европу и Азию, через регион пройдёт новый международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай», а аэропорт Курумоч вошёл в тройку лучших региональных аэропортов стран СНГ. Отдельно отмечу маршрут «Ташкент — Самара», где имеется хорошая сеть автодорог для распределения транспортных потоков в Среднем Поволжье и создана развитая инфраструктура для приёмки и сортировки товара.
- Что ещё можно задействовать, чтобы увеличить товарооборот с Узбекистаном?
Ф. М. Мухаметшин: Сегодня важно уделять особое внимание развитию «площадок-проводников»: необходимо приложить совместные усилия для создания сети распределительных центров в регионах. Это позволит обеспечить скорость доставки, удобство, прогнозируемость и отсутствие рисков для бизнеса, прозрачность и собираемость налогов для государств, а также качество и справедливые цены для потребителей на полках магазинов.
В Ташкенте сегодня создают Российский торгово-распределительный центр, аналогичную структуру планируют открыть в Самаре. Эта площадка станет, без преувеличения, точкой опоры для российских компаний, выходящих на рынок стран Центральной Азии. Замечу, что годовой торговый оборот центра к 2023 году планируют вывести на 500 миллионов долларов в год. Такой проект может стать хорошим примером для всех регионов России, желающих активизировать сотрудничество со Средней Азией.