Власти России приступают к ужесточению борьбы с контрафактом. Кабмин внес в Госдуму проект закона, который дополняет Уголовный кодекс ответственностью за использование поддельных средств идентификации при маркировке товаров. Виновных предлагают наказывать штрафом до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до трех лет.
Как объяснили в Минпромторге, ранее УК предусматривал ответственность только за оборот немаркированных товаров. Теперь ликвидируется правовой пробел, при котором участники оборота не несли ответственности за действия, связанные с нанесением заведомо ложных данных на упаковки при их маркировке.
Введение ответственности за маркировку как неотъемлемого атрибута оборота продукции вполне ожидаемо, говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и член Совета при президенте РФ Антонина Цицулина.
— Но мы беспокоимся из-за сроков введения ответственности и рисков, что понесут наказание добросовестные предприниматели — «нарушающие» по причине сбоев системы, которая работает нестабильно, находясь, по сути, в процессе тестирования и подготовки к внедрению и устойчивой работе. Мы видим, какие серьезные расходы приходится нести не только на этапе маркировки продукции, но и для поддержки технологического сопровождения, включая трудозатраты и временные затраты. Эксперимент необходимо продлевать, включая в него и время на обучение специалистов, совершенствование и цифровизацию промышленности, отработки взаимодействия «система–производитель–ритейл–регулятор». Если на этапе запуска маркировки примерная стоимость у крупного специализированного ритейлера составила примерно 2,5 рубля на один код, то сейчас, на этапе ее внедрения непосредственно в магазинах, существенно возросли трудозатраты и затраты на технологическое сопровождение. Кроме того, по словам Цицулиной, производители контрафакта всё равно легализуют свою продукцию, так как при получении кода вопросы интеллектуальной собственности не являются предметом сделки.
Противники введения уголовной ответственности за маркировку считают недопустимым распространение положений статей УК на отношения, связанные с оборотом пищевой продукции. «Оператор ЦРПТ заявлял о невозможности подделать коды маркировки КИЗ (контрольный идентификационный знак). Если кому-то это удастся, за подделку КИЗ уже предусмотрена ст. 327.1 УК РФ. Ответственность оператора маркировки КИЗ (или его контрагентов) за сбой в работе системы маркировки не предусматривается данным законопроектом, так же как и не предусмотрена компенсация затрат производителям товаров, которые они понесут в результате сбоя», — возмущаются в Союзе производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки).
— Наличие маркировки на товаре никаким образом не способствует защите прав потребителей, поскольку не гарантирует ни качества, ни безопасности продукта, то есть, по сути, не подтверждает ничего, кроме того факта, что конкретный продукт произведен конкретным производителем, — говорят в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). — За нарушение технических регламентов предусмотрена административная ответственность, и мы убеждены, что ответственность за нарушения в сфере маркировки товаров должна быть также урегулирована в рамках КоАП РФ.
В случае принятия законопроекта вырастут издержки производителей на обеспечение маркировки каждой упаковки.
Как стало известно, на днях Минпромторг России представил рекомендации по определению новых категорий товаров, для которых правительство может ввести обязательную маркировку. Согласно документу, увеличение стоимости товаров, на которые будут наносить эту маркировку, в течение шести лет должно быть ниже роста реальных доходов населения. Баланс доходов и затрат бизнеса складывается из доходов от повышения продаж за счет замещения незаконной продукции легальной и, как следствие, увеличения продаж и прибыли.