Маркировка питьевой воды, включая минеральную, станет обязательной уже в этом году — такой позиции придерживаются в Совете Федерации, чьё руководство и лично спикер Валентина Матвиенко первыми предложили Правительству навести порядок на отечественном рынке. Подделок здесь много, а прибыль от торговли водой «из-под крана в Мытищах» под липовыми наклейками известных марок может превышать заработок торговцев оружием. Экспериментальный режим маркировки, который подразумевает добровольное участие бизнеса, закончится 1 июня этого года. И ещё раз продлевать его, уверены сенаторы, не целесообразно.
Кодировка станет обязательной
Вводить маркировку бутилированной питьевой воды в России стали с прошлого года — после ежегодной встречи руководства Совета Федерации с премьер-министром Михаилом Мишустиным и членами Кабмина по предложению спикера Валентины Матвиенко решили запустить эксперимент по нанесению на бутылки с питьевой водой QR-кода — наведя на него смартфон, покупатель может узнать, где, когда и кем произведено то или иное питьё в магазине.
Тогда М. Мишустин поручил начать эксперимент по маркировке бутилированной питьевой воды с апреля 2020 года — это означало, что компании, торгующие водой, могли включаться в этот процесс добровольно. Завершить эксперимент, который должен был стать своеобразным подготовительным периодом к обязательной маркировке, планировали 1 марта 2021 года.
Однако бизнес попросил отсрочку, ссылаясь на свою техническую неготовность к QR-кодированию. И Правительство пошло навстречу — в Кабмине решили продлить сроки эксперимента. Но ненадолго — на три месяца, до 1 июня. При этом правительственное постановление о включении упакованной воды в перечень товаров для обязательной маркировки глава российского кабмина подписал ещё 6 февраля 2021 года.
В палате регионов рассчитывают, что больше продлевать экспериментальный режим по маркировке воды Правительство не будет — об этом «Парламентской газете» заявил глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. «Понятно, что бизнес, особенно крупные компании, такой маркировке не сильно рад. Но мы здесь изначально больше защищаем интересы потребителей и боремся за высокое качество продукции», — пояснил он.
А. Майоров заметил, что эксперимент уже один раз продлевали, и после 1 июня «надо объявлять, что он завершён, окончательно». Сенатор напомнил, что, например, маркировка молочной продукции стала обязательной сразу, без предварительного экспериментального периода. При этом А. Майоров не исключил, что маркировка воды всё-таки будет вводиться поэтапно и не начнётся автоматически после завершения эксперимента.
Доход как от торговли оружием
Валентина Матвиенко не раз давала понять, что у маркировки питьевой воды в России есть довольно сильные противники, которые пытаются всячески спустить инициативу на тормозах. При этом спикер уверена: маркировка совершенно точно защищает интересы добросовестных компаний. А вот тем, кто разливает французскую «перье» из-под крана в подвале в Мытищах, идея явно не по нутру. И это неудивительно — доходы от якобы минеральной и якобы импортной воды эксперты уже сравнивают с доходами от продажи оружия.
При этом спикер заявила, что Совет Федерации намерен добиться маркировки всей питьевой воды в России — низкое качество питья напрямую влияет на здоровье нации. В связи с этим она ещё летом 2020 года попросила генпрокурора России взять тему на особый контроль — Игорь Краснов заверил, что активизирует работу своих подчинённых на данном направлении.
Базу, необходимую для обязательной маркировки, уже начали формировать в различных федеральных структурах. Например, Минздрав в марте этого года подготовил правила разработки и выдачи заключений на питьевую минеральную воду, в которых определяется состав, качество и тип такой воды — ввести их в действие планируют к сентябрю этого года. Удивительно, что раньше такого документа не было. Хотя небрежное отношение к обязательному соблюдению характеристик той или иной лечебной воды, на которую рецепт выписывается врачом, — практически то же самое, что и подделка лекарств.
Между тем Росстандарт в начале мая утвердил решение выделить с 1 июня природную и обработанную питьевую воду в отдельные коды вида экономической деятельности и коды продукции. Как пояснил сенатор Сергей Митин, это означает, что отслеживать путь воды от скважины до прилавка теперь будет намного проще — по его словам, это ещё один шаг к наведению порядка на рынке питьевой воды.
Ранее сенатор сообщил, что в России скоро появится единая база источников природных питьевых вод, в том числе минеральных, а также базы их эталонных образцов.