Товарооборот между Россией и Китаем за последние 20 лет увеличился в 13 раз – до 104 миллиардов долларов США по итогам 2020 года, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Значительна роль договора в придании ускорения торгово-экономическому взаимодействию. Нам есть что предъявить общественности. За прошедшие 20 лет взаимный товарооборот увеличился в 13 раз – с 8 миллиардов долларов США до 104 миллиардов по итогам 2020 года. Сегодня по линии межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству продолжается работа по 70 проектам на общую сумму более 120 миллиардов долларов США», — сказал С. Лавров в видеообращении к участникам 6-й Международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху» во вторник.
Он отметил, что наращивание стратегического партнерства с КНР – в числе ключевых приоритетов России, это зафиксировано в утвержденной Президентом РФ в ноябре 2016 года Концепции внешней политики.
Министр добавил, что нынешний год особенный: 20 лет назад, 16 июля 2001 года, президент России Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали в Москве Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. «Открывая эту новую страницу, стороны выразили решимость передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение. Была юридически затверждена провозглашенная ранее на политическом уровне характеристика двусторонних отношений – «равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие». Таким образом, этот, без преувеличения, исторический международно-правовой акт зафиксировал формирование новой модели наших межгосударственных связей, их выход на принципиально новые рубежи», — напомнил С. Лавров.
По его словам, Договор опирается на общепризнанные нормы международного права, прежде всего цели и принципы Устава ООН. В документе закреплены договоренности о взаимной поддержке в деле защиты государственного единства и территориальной целостности, об отказе от применения первыми ядерного оружия и от взаимного нацеливания стратегических ракет. Сформулирован принцип «уважения выбора пути политического, экономического, социального и культурного развития». Предусмотрено незамедлительное вступление в контакт друг с другом в случае возникновения угрозы агрессии против одной из сторон.
«Тем самым – без создания формального военно-политического объединения – была сформулирована правовая основа для самой тесной координации в стратегически важных вопросах, затрагивающих коренные интересы наших государств. По сути, наше всеобъемлющее партнёрство – это больше, чем классический военно-политический союз», — заключил глава МИД России.