В Москве 10 декабря в режиме видеоконференцсвязи состоялось совместное заседание коллегий ФТС России и ФНС России по вопросам повышения эффективности взаимодействия двух ведомств.
В своем выступлении статс-секретарь – заместитель Министра финансов РФ Алексей Сазанов обозначил ключевые направления дальнейшей работы таможенной и налоговой служб. Он отметил необходимость повышения эффективности функционирования национальной системы прослеживаемости товаров, а также таможенного контроля за счёт совершенствования алгоритма выбора объектов проверок.
«В части дальнейшего повышения эффективности таможенного контроля необходимо расширять применение риск-ориентированного подхода. От «точечного» согласования проведения проверок по отдельным организациям необходимо перейти к выбору объектов по наиболее проблемным секторам экономики и товарным группам с наивысшим фискальным потенциалом как с точки зрения таможенного, так и налогового контроля. Также в этом году в промышленную эксплуатацию запущена национальная система прослеживаемости товаров.
Комплекс мероприятий, проведенный в рамках запуска данной системы, позволяет ФТС России в ежедневном режиме направлять сведения о таможенном декларировании по прослеживаемым товарам в ФНС России. В перспективе национальная система прослеживаемости станет частью наднациональной системы в рамках Евразийского экономического союза. Это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки не только в России, но и на всем пространстве ЕАЭС. Поэтому важно концентрированно продолжить работу над совершенствованием функционирования системы прослеживаемости и информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов», – отметил Алексей Сазанов.
Руководитель ФТС России Владимир Булавин отметил высокий уровень взаимодействия ведомств как на уровне центральных аппаратов, так и на уровне территориальных таможенных и налоговых органов.
«Благодаря тесному информационному взаимодействию нам удалось расширить так называемый «зеленый сектор» участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которого значительно снижена частота мер фактического контроля. В перспективе учет такой информации позволит обеспечить максимальную достоверность сведений о благонадежности декларанта в рамках принципиально новой модели системы управления рисками, основанной на автоматическом категорировании каждой товарной партии. Такая система сейчас разрабатывается ФТС России», – сказал Владимир Булавин.
Он также подчеркнул, что на сегодняшний день к «зеленому сектору» относятся более 11 тыс. декларантов, на которых приходится 75% от общего количества деклараций и 85% от общей суммы таможенных платежей. При этом более 10 тыс. из их числа отнесены налоговой службой к категории низкого уровня риска.
Руководитель ФНС России Даниил Егоров отметил, что при выполнении задачи по повышению эффективности администрирования налоговых и таможенных платежей существенный акцент был сделан на упрощении регуляторной среды.
«Прежде всего, мы говорим о среде экспорт-импорт. Такая информационная система как АСК НДС позволила нам существенно очистить среду налогоплательщиков от мошенничества. При этом создать такую систему было бы невозможно без данных ФТС России - они являются ее ключевым элементом. В результате мы добились сокращения сроков возмещения налога на добавочную стоимость. Если раньше это было три месяца, сейчас, в экспериментальном режиме на принятие решения в отношении компании с низким уровнем риска нам требуется месяц. Это достаточно существенное завоевание, так как мы вливаем в экономику деньги, а значит – поддерживаем наши субъекты хозяйственной деятельности», – сказал Даниил Егоров.
Ежегодно возрастают объемы информационного обмена между двумя ведомствами. ФТС России ежегодно передает в налоговые органы сведения о более 1200 организациях с признаками недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Это позволило за последние 4 года исключить из реестра более 840 таких лиц. Была предотвращена реализация сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 275 млн рублей.
Результаты информационного обмена широко применяются при проведении таможенного и налогового контроля. В текущем году количество совместных проверочных мероприятий увеличилось на 38% и достигло 410. Сумма доначисленных по итогам проверки таможенных платежей выросла на 6% и превысила 5 млрд рублей. При этом в бюджет фактически перечислено на 63% больше, чем в прошлом году (3 млрд рублей). Возбуждено более 1,5 тыс. административных и 66 уголовных дел.
Перспективным направлением взаимодействия таможенных органов и налоговой службы является организация контроля за товарами из третьих стран, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза через соседние с Российской Федерацией государства, и далее перемещаемыми на российский рынок по каналам взаимной торговли.
«Актуальность данной проблемы подтверждается рядом факторов, и в том числе значительными расхождениями в данных статистики взаимной торговли стран-членов ЕАЭС с третьими государствами. Только за первые 9 месяцев текущего года расхождение данных взаимной торговли с КНР Казахстана и Киргизии суммарно составило более 8 млрд долларов США. Причем основной объем этих расхождений формируется за счет наиболее налогоемких групп товаров: одежда, обувь, ткани и другие товары массового потребления», – сообщил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.
Кроме того, необходимо активизировать совместные усилия по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, построенных на различиях в системах налогообложения в странах Союза. На данном направлении имеются существенные резервы пополнения федерального бюджета.
Так, в результате совместно принятых мер в отношении цветочной продукции весовой объем её декларирования в России существенно увеличился. Если в 2020 году он составлял всего 24% от общего объема декларирования в государствах Союза, то в текущем году достиг 90% и превысил 66 тыс. тонн. Поступления таможенных платежей в бюджет по этой группе товаров выросли почти в 4 раза и составили 8,5 млрд рублей.
Своевременный обмен информацией способствует также выявлению и пресечению деятельности технических фирм. «Процесс документирования указанных преступлений не может быть построен без надлежащего взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных органов с налоговыми органами, в том числе, в части получения регистрационных дел «фирм-однодневок». Хочу отметить положительную динамику взаимодействия. Из 280 уголовных дел, возбужденных таможенными органами по соответствующим статьям в 2021 году, 251 дело возбуждено во взаимодействии с налоговыми органами (в прошлом году – 205)», – отметил заместитель руководителя ФТС России Олег Губайдулин.
Дальнейшее развитие взаимодействия таможенных и налоговых органов видится в применении новых цифровых технологий, повышении оперативности информационного обмена, расширении его объема и состава, четкой координации действий при проведении контрольных мероприятий.