При определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (ЦФУ), добавляются расходы на перевозку, погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, а также проведение иных операций, связанных с их транспортировкой до места прибытия (пп. 4, 5 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС).
Величина расходов по перевозке указывается в графе 17 декларации таможенной стоимости ( ДТС) в валюте государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары (п. 29, 30 Решения Коллегии ЕЭК от 16 октября 2018 г. № 160).
В графе «*» ДТС-1 указываются сведения о пересчете подлежащих указанию в графах 13 – 23 величин, указанных в коммерческих и иных документах в иностранной валюте, в валюту государства-члена, таможенному органу которого подается ДТ (п. 38 Решения № 160).
Таким образом, если в коммерческих документах - счет-фактуре, инвойсе - стоимость перевозки/транспортировки указана в иностранной валюте, то требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена. При этом пересчет необходимо произвести по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством этого государства-члена, действующему на день регистрации таможенным органом ДТ (п. 8 ст. 38 ТК ЕАЭС), а в случаях выпуска товаров до подачи ДТ – на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи ДТ.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «коммерческие документы» – документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
При этом с учетом изложенных выше норм, под иными документами следует понимать документы, подтверждающие совершение сделки и на основании которых осуществляется перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, к которым, банковские, платежные документы не относятся.
Фактическое исполнение обязательств по договору (в части соблюдения условия подтверждения цены) подтверждается счетом (инвойсом) и банковскими платежными документами. При этом счет является первичным документом по отношению к банковским платежным документам.
Согласно ст. 169 Налогового кодекса РФ именно в счете-фактуре, который выставляется при реализации товаров/работ/услуг, должны быть указаны:
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту)
- стоимость товаров/работ/услуг за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
- при этом суммы, указываемые в счет-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте (валюта цены).
Сторонами сделки могут быть определены такие условия, когда товары/работы/услуги могут быть оплачены в валюте, отличной от валюты счета-фактуры (валюта платежа) и используется соответствующий курс пересчета валюты цены в валюту платежа.
При этом важно учитывать, что оплата товаров/работ/услуг в валюте платежа, отличной от валюты счета, и использование в таком случае соответствующего курса пересчета валюты цены в валюту платежа не влечет за собой изменений цены (тарифа) товаров/работ/услуг, указанной в счете-фактуре.
В данном разъяснении идёт речь, что к документам, подтверждающим совершение сделки и на основании которых осуществляется перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, банковские, платежные документы не относятся. Также указывается, что счет является первичным документом по отношению к банковским платежным документам. Т.е., например, если перевозка оплачена, то применяется указанная в счёте сумма, сконвертированная на дату подачи ДТ, а не уплаченная по банковским документам сумма.
В Письме Минфина же, напротив, ситуация 1 описывает условия, при которых производить пересчет иностранной валюты в рубли Российской Федерации по курсу валют, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации (далее - курс), действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, не требуется.
Так что же считать верным?
Интересный вывод, в таком случае, зачем же их и еще "пол бухгалтерии" запрашивают при доп. проверке таможенной стоимости.