Россия никогда не считала себя страной инициативы «Один пояс, один путь», субсидии выделялись не российским компаниям, а китайским участникам ВЭД на проекты с РФ, отсутствие финансирования в прошедшем полугодии, возможно, связано с отсутствием соответствующих условиям проектов, заявил журналистам в пятницу торговый представитель России в Китае Алексей Дахновский.
Ранее аналитический центр Green Finance & Development Center (GFDC) при университете Фудань в Шанхае в своем докладе сообщил, что Россия в первом полугодии 2022 года не получала финансирования и инвестиций Китая по линии инициативы «Один пояс, один путь».
«Во-первых, стоит учитывать, что Россия никогда не считала себя страной «Одного пояса, одного пути». Например, во время большого саммита «Одного пояса, одного пути» в 2019 году, в котором участвовали лидеры нескольких десятков стран, в том числе Владимир Путин, говорилось только о сопряжении ОПОП с Евразийским экономическим союзом, который является российским интеграционным проектом. (Главы МИД России и КНР) Сергей Лавров и Ван И во время встречи на прошлой неделе также договорились углублять именно сопряжение между инициативой «Пояс и путь» и Евразийским экономическим союзом», — заявил А. Дахновский, комментируя доклад.
Он подчеркнул, что в отчете говорится не об инвестициях как таковых, а о заключении новых сделок между Китаем и РФ с привлечением финансирования по линии ОПОП. «Надо сказать, что в Китае действительно выделялись, например, некоторые субсидии по линии ОПОП работающим с российскими поставщиками китайским импортерами, но они выделялись именно китайским — не российским — участникам ВЭД, но просто на проекты с Россией».
«Мы знаем некоторых таких импортеров и экспортеров, российские продукты, которые благодаря этому финансированию вставали на полки китайских магазинов. Например, один из брендов российской муки таким образом попал в столичную сеть. Благодаря этим субсидиям импортер мог предлагать, например, российскому производителю более выгодную цену», — заявил торгпред.
Говоря об отчете центра, он также отметил, что речь в нем идет «об очень коротком периоде, и на основе этих данных нельзя делать глобальных выводов». «Речь ведь идет не о распределении бюджетов по разным странам, а об экономике конкретных проектов. Возможно, в прошедшем полугодии не было подано соответствующих условиям проектов. Причин может быть много», — добавил А. Дахновский.
«Один пояс, один путь» — это международная инициатива Китая по совершенствованию действующих и созданию новых торгово-транспортных коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, что призвано способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем. Идея формирования «Экономического пояса Шелкового пути» была выдвинута лидером КНР Си Цзиньпином и впервые прозвучала во время его выступления в Астане в рамках государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года.