Соблюдение запретов и ограничений, включающих, в том числе меры технического регулирования, подтверждается в случаях и порядке, определенных ЕЭК или законодательством государств-членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС, путем представления соответствующих документов и (или) сведений.
Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 (далее – Порядок № 130).
В целях обеспечения возможности представления в таможенный орган в случаях, определенных Таможенным кодексом ЕАЭС, документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, они должны находиться у декларанта ввозимой продукции на момент подачи декларации на товары и быть действительными на дату регистрации такой декларации (пункты 8, 9 Порядка № 130).
Также необходимо отметить и положения Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определяющие, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, одновременно с таможенной декларацией представляются документы о соответствии.
На основании изложенного, возможность использования условного выпуска товаров, попадающих под меры технического регулирования, без предоставления документов о соответствии на момент подачи декларации на товары (заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары) действующим законодательством в области технического регулирования не предусмотрена.
В 2022 году в целях снижения административной нагрузки на бизнес и недопущения дефицита продукции на внутреннем рынке Правительством Российской Федерации приняты существенные меры по упрощению процедур подтверждения безопасности и ввоза товаров, на которые распространяются меры технического регулирования (приложение № 18 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»).
Так, в настоящее время возможен ввоз в Российскую Федерацию товаров без подтверждения таможенным органам полномочий декларанта по использованию ранее выданных (зарегистрированных) документов о соответствии для серийно выпускаемой продукции.
Запасные части, комплектующие, материалы и сырье для российского производства, а также единичные экземпляры для собственных нужд декларанта могут быть ввезены без представления таможенным органам сведений о документах о соответствии.
Кроме того, участники ВЭД в рамках упрощенной схемы декларирования продукции до 1 сентября 2023 года вправе принять декларацию о соответствии на партию или единичное изделие на основании собственных доказательств.
1. В случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Речь про то, что таможня дает нам 45 дней, а по п.1.1 - 90 дней на предоставление таможне оригинала или поиск номера СС/ДС на ввозимый товар на сайте россаккредитации?))
Ч.3 ст.29 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании в РФ» (в действующей редакции; см. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=201F58CA50EB995CC57BC1CA781E8D95&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=hN9GYLTMf974J9qq&base=LAW&n=388109&rnd=6FYOXA#a81HYLTAZriXYIXt) ясно и однозначно формулирует:
«3. Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза»;
а в законодательстве ЕАЭС (в рамках которого действуют и нормы Таможенного союза государств-членов) – в самом главном акте, в ТК ЕАЭС (части Договора ЕАЭС) – до сих пор действует (не отменена) статья 126 «Условно выпущенные товары»:
«1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:
… 2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров;
…
3. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
…
6. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
7. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после:
… 2) подтверждения соблюдения запретов и ограничений - в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи;
…
8. Для приобретения статуса товаров Союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров в случае, указанном в подпункте 2 пункта 7 настоящей статьи, устанавливается законодательством государств-членов.
9. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным».
Т.е. указано ясно и однозначно:
- соблюдение запретов и ограничений … может быть подтверждено после выпуска товаров,
- условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после … подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Т.о.,
- право подтверждать соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров после их условного выпуска таможней закреплено в ТК ЕАЭС,
- там же закреплён и принцип приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС – «после подтверждения соблюдения запретов и ограничений».
Точка.
Утверждение ДВТУ «в связи с отсутствием в Договоре ЕАЭС и ФЗ № 184 норм, предусматривающих возможность подтверждения таможенным органам участниками ВЭД соблюдения мер технического регулирования после выпуска товаров» является ложным.
В ТК ЕАЭС (части Договора ЕАЭС), на который прямо ссылается ч.3 ст.29 184-ФЗ, есть норма, предусматривающая возможность подтверждения таможенным органам участниками ВЭД соблюдения мер технического регулирования после выпуска товаров.