ПАО «ТрансКонтейнер» отмечает поддержку со стороны российских таможенных органов в условиях перестройки логистики.
«Мы видим явные позитивные улучшения – упрощение процедур таможенного контроля, стремление и желание таможенных органов обеспечить увеличение пропускной способности пограничных передаточных станций, которые на сегодняшний день перегружены», - заявил первый вице-президент «ТрансКонтейнера» Виктор Марков в ходе одной из сессий Петербургского международного экономического форума - 2023.
В то же время, Виктор Марков напомнил, что в настоящее время импорт является основным драйвером роста груженых контейнерных перевозок в РФ (+54% за 5 месяцев 2023 года), и чтобы обеспечить продвижение этой продукции, необходим ряд дополнительных мероприятий в сфере таможенной деятельности. «Попросили бы их взять в работу и посмотреть в дальнейшем на возможность их применения», - сказал он.
В первую очередь, по мнению первого вице-президента компании, стоит расширить практику по переносу досмотра товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, из пунктов пропуска на станцию назначения.
На крупнейшем в РФ пограничном переходе в Забайкальске «ТрансКонтейнер» уже фиксирует существенное сокращение количества таможенных досмотров – с 1350 в 2021 году до 985 в 2022 году. По словам Виктора Маркова, компания надеется, что в 2023 году это число будет еще ниже. «Мы предложили бы распространить эту практику на другие железнодорожные пункты пропуска – в частности, на Наушки, Гродеково и Камышовую», - сказал он в этой связи.
Кроме того, по словам Виктора Маркова, для контейнерных операторов важно решение вопроса с нерациональным использованием контейнеров при аресте товаров, которые являются предметом административного нарушения.
«К сожалению, очень часто при задержании грузов таможенные органы осуществляют их хранение в контейнерах. В результате оборудование простаивает вместе с грузом.
По мнению Виктора Маркова, стоит рассмотреть возможность корректировки статьи 379 Таможенного кодекса, предусмотрев, что контейнеры необходимо высвобождать от арестованного имущества, чтобы возвращать их в перевозочный процесс, «либо, в крайнем случае, согласовывать эти действия с собственником контейнера».
Также первый вице-президент «ТрансКонтейнера» отметил, что стоило бы предусмотреть возможность изменения сведений, заявленных в транзитной декларации, после выпуска товаров. «Проблема очень острая. На территории Мосузла у нас есть определенный дефицит мощностей для обработки грузов, следующих под таможенным контролем. И несколько раз в год на системной основе возникает проблема с «брошенными» поездами, потому что станция назначения или место необщего пользования, куда адресован груз, не может принять его в силу технологических ограничений», - пояснил он.
По данным Виктора Маркова, в 2022 году была критическая отметка в 1403 контейнера, стоявших по этой причине без движения в Мосузле: эти контейнеры не могли быть переадресованы на другую станцию назначения, поскольку это являлось бы нарушением таможенных правил.