Контейнерные операторы Московского транспортного узла (МТУ) предложили ввести порядок распределения между ними лимитов на перевозку контейнерных поездов на восток по аналогии с тем, что работает для угольщиков Кузбасса, пишет «Коммерсантъ».
В конце июля в ФАС был направлен проект постановления Правительства об изменении правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре и вводит методику распределения между операторами квот на отправку контейнерных поездов из Московского транспортного узла (МТУ) на Дальний Восток по аналогии с тем, что действует для отправителей угля на экспорт в восточном направлении из Кузбасса, сообщает издание со ссылкой на документ.
По словам источника газеты, с февраля-марта ОАО «РЖД» начало эксперимент, изменив систему согласования для контейнерных поездов, отправляющихся из МТУ на Дальний Восток. Согласование заявки было поставлено в зависимость от перерабатывающей способности контейнерных терминалов МТУ. В результате квоты на перевозку оказались сосредоточены у владельцев крупнейших московских терминалов, таких как «Ховрино», «Электроугли» и так далее, а наличие платформ и операторы контейнерных поездов перестали играть существенную роль.
В распоряжении терминалов оказался большой объем квот, превышающий наличие поездов, и они «перепродают их операторам, располагающим платформами», заявил газете другой источник на рынке.
Предлагаемая методика, пояснил изданию старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с госорганами УК «Дело» Денис Илатовский, представляет собой компромисс между прежним и новым порядком: половина квоты для МТУ распределяется между операторами контейнерных поездов, половина - между терминалами, которые потом должны согласовать условия взаимодействия. «Таким образом будет обеспечен рыночный характер взаимодействия и равный доступ к услугам железнодорожного транспорта», - полагает он.
По словам источника газеты, предлагаемые изменения касаются только контейнерной очереди с МТУ на Дальний Восток, то есть не влияют на прочий грузопоток на Восточном полигоне. По его мнению, в случае принятия механизм можно будет при необходимости распространить и на другие регионы отправки, однако там соотношение может быть другим в силу региональной специфики, наличия крупных отправителей контейнерных (например, лесных) грузов.
В РЖД «Коммерсанту» сообщили, что участвуют в обсуждениях проекта документа. В группе FESCO поддерживают инициативу. «Она позволит установить на железной дороге прозрачные правила для всех участников перевозки, - сообщили в группе. - Что касается конкретных положений, то мы согласны с введением договоров «вези или плати», но при условии установления взаимной ответственности железнодорожных операторов и ОАО «РЖД». Мы также поддерживаем инициативу по утверждению плана перевозок контейнеров в составе контейнерных поездов в восточном направлении поровну между контейнерными терминалами и операторами».
В EСП (объединяет крупнейших контейнерных операторов России) изданию подтвердили, что входят в группу по актуализации ПНД. «С учетом активного роста контейнерного сегмента спрос на дефицитные направления высок. Мы ожидаем сохранения приоритетного места востребованных грузов в контейнерах в ПНД». В условиях дефицита восточного направления, отмечают в EСП, обсуждаются предложения от участников рынка по методике внутригруппового распределения, которая должна максимизировать количество вывозимых грузов в контейнерах.