Грузы с большим вкладом в ВВП России и высокой налоговой доходностью для бюджета могут получить приоритет при перевозках по железным дорогам. Об этом рассказал журналистам замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов в кулуарах Международного железнодорожного салона техники и технологий пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо».
«Подход Минтранса такой. Первое, это приоритет тех грузов, которые имеют больший вклад в ВВП для России, большую налоговую доходность для регионального и федерального бюджета и обеспечивают большую занятость населения. Это нефтяные грузы, металлы, продукция, которая делается на импорт и экспорт в контейнерах, продукция перерабатывающих организаций, сельхозпродукция», - так ответил он на вопрос о возможных изменениях в правилах недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.
Иванов подчеркнул, что ключевую роль при пересмотре правил недискриминационного доступа играет Федеральная антимонопольная служба. На ее площадке создана межведомственная рабочая группа, в которую входит Минтранс РФ.
Для регионов и моногородов, которые ориентированы на производство одних видов продукции, существуют риски в случае снижения объема грузоперевозок. «Поэтому наша задачи при формировании правил недискриминационного доступа найти компромисс», - отметил Иванов. Для вывоза грузов, которые критически важны для регионов, могут быть решения по аналогии с угольной продукцией - заключение соглашений гарантированных объемов вывоза.
В июне 2023 года правительство РФ продлило отмену правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре до 31 декабря 2023 года. В мае текущего года замглавы Минтранса России Валентин Иванов сообщал, что в конце 2023 года планируется вернуться к правилам недискриминационного доступа грузов, однако правила требуют пересмотра с учетом произошедших изменений.
Правила недискриминационного доступа к ж/д инфраструктуре обеспечивают всем компаниям равный доступ к перевозкам. Существующий порядок устанавливает приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми, при этом последние разделены на категории по значимости - от специальных, включая перевозки в пострадавшие от ЧП регионы, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.