Активная позиция российских таможенных органов позволила смягчить влияние на транспортный рынок тех процессов, которые принесла стремительная трансформация внешнеторговых потоков. Об этом заявил первый вице-президент «ТрансКонтейнера» (входит в Группу компаний «Дело») Валерий Веремеев в ходе «Международного таможенного форума 2023».
Он отметил работу, проводимую Федеральной таможенной службы РФ для улучшения качества контрольных процедур, и ориентированность ведомства на конструктивный диалог с бизнесом. В качестве положительного примера такого взаимодействия В. Веремеев привел расширяемую практику переноса процедур таможенного досмотра товаров на станции назначения.
Соответствующий эксперимент проводится с июля 2023 года при перевозках через крупнейший на российско-китайской границе железнодорожный пункт пропуска Забайкальск, где расположен терминал «ТрансКонтейнера». Таможенный досмотр грузов в контейнерах осуществляется в транспортно-логистических центрах Московского транспортного узла.
Эта практика уже приносит плоды, снимая нагрузку на таможенные органы на границе и облегчая пропуск поездов. «Предложили бы посмотреть и на другой крупнейший для нас пункт пропуска – Наушки на границе с Монголией. Считаем, что есть возможность организовать аналогичный формат пропуска поездов c досмотром на Московском полигоне. Мы со своей стороны подтверждаем планы по развитию терминальной инфраструктуры в МТУ», – отметил В. Веремеев.
Вместе с тем, в условиях цифровизации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на пространстве ЕАЭС стоит планомерно уходить от нормативных атавизмов, создающих дополнительные временные затраты и технологические сложности для перевозочного процесса.
Так, в ходе электронного декларирования товаров в другом государстве ЕАЭС даже при наличии электронных товаросопроводительных документов требуется физически подавать оригиналы накладных в таможенный орган и только после проставления инспекторских отметок – возвращать на станции отправления для осуществления дальнейших контрольных процедур. На это уходит дополнительное время, что негативно сказывается на сроках подготовки поездов. Одним из возможных решений может стать переход на полноценный электронный обмен между таможенными органами ЕАЭС.
«Цифровизация, совместный анализ бизнес-процессов на всей цепочке ВЭД, управление рисками являются действенным инструментом и порой способны дать ощутимый эффект. Мы как ведущий контейнерный оператор и часть крупнейшего в стране транспортно-логистического холдинга ГК «Дело» готовы участвовать в этой деятельности, инвестировать в цифровые технологии, встраивать в свои IT-решения для клиентов необходимые инструменты и процедуры. Это облегчит совместную работу, в том числе упросит передачу информации, сократит количество ошибок», – заявил В. Веремеев.
ПАО «ТрансКонтейнер» (входит в Группу компаний «Дело») – лидер контейнерной железнодорожной логистики в Евразии. Парк контейнеров составляет 141 тыс. единиц вместимостью около 219 тыс. ДФЭ, фитинговых платформ – 40 тыс. единиц. Компания владеет 37 железнодорожными терминалами в России, ещё тремя управляет в форме дочерних и совместных предприятий.