В 2024 году, по ее словам, в систему электронного документооборота перевозки грузов наряду с автомобильным и железнодорожным включат водный и авиационный транспорт. Вопросы импортозамещения, электронного документооборота, цифровых решений для мультимодальных грузовых и пассажирских перевозок, кибербезопасности и внедрения беспилотного транспорта представители органов госвласти, бизнеса и эксперты будут обсуждать на площадке форума 19 декабря.
Может быть одно из самых ярких направлений цифровизации транспорта - беспилотные технологии. Когда на маршруты окончательно выйдут полностью автономные такси?
Полина Давыдова: Они уже вышли, но массовыми станут, возможно, не скоро. Например, наш «Яндекс» первым в Европе стал эксплуатировать автомобили такси без водителя в салоне на дорогах общего пользования. Их коммерческая эксплуатация запущена в Иннополисе в Татарстане и в «Сириусе».
Но правильно соревноваться не в этом. Важно не то, кто первый создал технологию, а кто первым сделал ее массовой, поскольку она должна обеспечивать экономический эффект. Вот именно этим компания и занимается: проверяет не технические решения, а бизнес-гипотезы, оценивает экономику, причем, интегрально, с учетом всех факторов и процессов. И если по технологиям беспилотные такси уже готовы выйти на дороги, то по экономике нового бизнеса существуют нерешенные вопросы.
Какие проблемы могут возникнуть при построении экономики нового бизнеса автономных такси? Какие инфраструктурные изменения необходимы для ввода беспилотных авто в регионах России?
Полина Давыдова: Чтобы ответить на эти вопросы и проводятся экспериментальные правовые режимы что с использованием грузового автотранспорта, что с такси. Какие проблемы могут возникнуть, как нужно изменить всю модель перевозки? Эти на эти вопросы сейчас и будут получены ответы. Например, кто и за сколько поменяет пробитое колесо на беспилотном автомобиле? Такая мелочь тоже требует ответа. И так по многим мелочам. Нужно оценить экономику беспилотных перевозок. Понять, какие требования к инфраструктуре, в том числе цифровой, необходимы, а какие избыточны. Это крайне важный вопрос, потому что затраты на инфраструктуру в российской модели развития беспилотного автотранспорта находятся на стороне государства, а средства бюджета ограничены. Однако такой подход - единственно правильное решение, как показывает зарубежный опыт. В США, где государство не взяло на себя эти затраты, проекты по беспилотным грузовикам приостановлены несмотря на то, что они начались на много лет раньше.
Тем временем, в июне по трассе Москва - Санкт-Петербург уже поехали беспилотные грузовые автомобили. На каких еще трассах они появятся в ближайшем будущем?
Полина Давыдова: За полгода проехали 600 тысяч километров, доставив 11 тысяч тонн коммерческих грузов. Цель проекта - не отработать беспилотные грузовики на дороге, а оценить экономику перевозки с использованием беспилотных грузовиков. Но главное, что в проект поверил бизнес: присоединяются новые разработчики беспилотных машин, новые крупные перевозчики.
К 2030 году необходимо создать не менее 19,5 тыс. км дорог для беспилотных грузовиков. Поэтому уже с 2024 года проект будет расширятся, в планах трасса М-12 и ЦКАД.
Помогут ли беспилотные грузовые автомобили решить проблему нехватки дальнобойщиков?
Полина Давыдова: Дефицит дальнобойщиков действительно существует. Их труд физически и психологически тяжел, ведь водители проводят недели в дороге в отрыве от семьи. Эта проблема актуальна во всем мире, но у нас она выражена особенно остро из-за того, что Россия самая протяженная страна на планете. Сейчас дефицит водителей в стране продолжает расти и находится на уровне 21%. То есть уже сейчас не хватает каждого пятого водителя-дальнобойщика, но с учетом процессов в обществе, когда желающих работать на такой трудной работе становится все меньше, такая работа становится все менее привлекательной и дефицит будет только расти.
Поэтому появление беспилотных грузовиков именно на магистралях не угрожает «технологической безработицей». Для бизнеса - это устранение дефицита водителей, а для самих дальнобойщиков - улучшение условий труда, поскольку они смогут работать рядом с домом.
Введение санкций повлияло на скорость цифровизации транспорта у нас в стране?
Полина Давыдова: Да, повлияло, причём в лучшую сторону - процессы отраслевой цифровой трансформации ускорились. Ранее бизнес зачастую рассчитывал на иностранные, как правило, западные, решения. А с 2022 года всем окончательно стало ясно - мы должны опираться только на самих себя в ключевых решениях.
У бизнеса появился отличный инструмент для перехода на отечественные решения - Индустриальные центры компетенций, созданные по поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. В отрасли созданы четыре Индустриальных центра компетенций, реализуется 18 проектов. Например, Авиационная сервисная платформа, заменившая иностранные аналоги.
Также была запущена в прошлом году Государственная информационная система электронных перевозочных документов. Как развивается этот проект?
Полина Давыдова: Это пример того, что все намеченное успешно продолжается. Система была запущена в сентябре прошлого года. В ней уже можно оформить шесть типов документов для автотранспорта, включая основные - транспортную накладную и путевой лист. Принят целый массив нормативных актов, по которым впервые в истории электронные документы приравнены к бумажным.
Сейчас стартовал пилот по интеграции автомобильного «плеча» с железнодорожным перевозками - системой ОАО «РЖД» ЭТРАН. На 2024 год запланировано сопряжение с водным транспортом и авиацией. Тем самым мы завершим создание фундамента цифровой экономики в отрасли, на котором будем строить новые цифровые бизнес-модели.
Уже сделаны первые шаги по направлению. С этого года мы активно работаем над давно ожидаемой бизнесом национальной цифровой платформой, которая объединит в единое цифровое пространство перевозки всеми видами транспорта.
Сейчас на самом деле проводится главный этап - стратегический. В формате постоянного обсуждения между заинтересованными государственными органами власти и крупными компаниями в сфере грузовых перевозок всех видов транспорта делается главное - обсуждаются цели, задачи, ищется компромисс по основным этапам создания системы. Одновременно с этим Минтранс России прорабатывает архитектуру и ключевые сервисы системы. Они будут впервые публично презентованы на Международном форуме «Цифровая транспортация».
За рубежом проявляют интерес к разработкам наших компаний?
Полина Давыдова: Отечественные компании, в том числе в ходе решения задачи импортозамещения, достигли высокого уровня цифровых компетенций. Спрос на такие продукты есть и огромный. Задача снизить риски политически мотивированных технологических санкций, обеспечить свой технологический суверенитет стоит не только перед Россией, но и перед всеми странами БРИКС и, как сейчас говорят, БРИКС+. А это 70% мирового населения.
Какие законодательные инициативы в сфере цифрового транспорта сейчас готовите, над чем работаете?
Полина Давыдова: Для автомобильных беспилотников краеугольный камень - федеральный закон «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Здесь мы достигли общего понимания государства и бизнеса, что его проект разработаем по результатам «регуляторных песочниц» для автомобильных беспилотников (их несколько) - результатам массовой коммерческой эксплуатации, поскольку это единственно правильный подход.
Сейчас большой массив нормативной работы сейчас связан с завершением перехода на электронные документы - вся экономическая практика человечества «документов на бумаге» переходит в цифровой вариант.