Правительство России дополнительно профинансировало льготный лизинг седельных тягачей отечественного производства на 2,5 млрд рублей. Максимальный размер субсидии по договорам лизинга транспортных средств российского производства грузоподъемностью более 12 тонн (N3) расширен с 625 тыс. руб. до 850 тыс. руб. Увеличение субсидии поможет перевозчикам дополнительно закупить до 5 тыс. российских тягачей в следующем году, снизить ежемесячный лизинговый платеж и освободить средства на закупку дополнительной техники, сообщили компании NATCAR, ПЭК, DIAZAN и ГЛТ, которые входят в состав комитета по транспортной логистике «Деловой России». При этом ранее размер льготного финансирования мог составлять не более 12,5% от стоимости техники, теперь — не более 10%. По словам перевозчиков, важно также разработать меры поддержки для снижения расходов на эксплуатацию и обслуживание грузовиков, которые за год выросли на 35%.
Правительство России расширило поддержку госпрограммы льготного лизинга «Российский тягач» на 2,5 млрд рублей в текущем году, выделив субсидирование этой категории техники в отдельную строку финансирования, сообщил NATCAR.
Ранее приобретение магистральных тягачей субсидировали из общего лимита — отдельный бюджет не выделялся.
Максимальный размер субсидии по договорам лизинга транспортных средств грузоподъемностью более 12 тонн (N3) вырос с 625 тыс. до 850 тыс. руб., говорится в постановлении Правительства России №1826 . При этом ранее размер льготного финансирования мог составлять не более 12,5% от стоимости техники, теперь — не более 10%.
Расширить госпрограмму «Российский тягач», увеличив ее финансирование и размер субсидии, предложил глава комитета по транспортной логистике «Деловой России», заместитель директора ПЭК Вадим Филатов на встрече общественной организации с Владимиром Путиным в мае.
Снижение расходов и планы на новую технику
Согласно данным комитета по транспортной логистике «Деловой России», по российским дорогам перемещается более 300 тыс. тягачей. Средний возраст автопарка — 18 лет. С 2020 года многие крупные перевозчики практически не закупали новую технику. В итоге средний пробег грузовика достиг 1 млн км — автопарк большинства компаний устарел, рассказывают в компании Dentro.
Поэтому компании ускоренными темпами приобретают новую технику, отметил Вадим Филатов. По словам его коллеги по отрасли, генерального директора ГЛТ Павла Горбунова, новые грузовики срочно нужны в том числе и потому, что спрос на внутрироссийские автоперевозки в первом полугодии вырос на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом за два года стоимость отечественных тягачей выросла в два раза — с 6 до 12 млн руб. «Это связано с повышением производственных и логистических расходов, а также ростом спроса на технику», — отметил генеральный директор компании NATCAR Илья Саттаров.
По словам Вадима Филатова, благодаря увеличению субсидии перевозчики могут снизить расходы, высвободить денежные средства и дополнительно закупить 5 тыс. отечественных тягачей в следующем году.
Кроме того, за счет субсидии итоговая стоимость автомобиля снижается, а вслед за этим и ежемесячный лизинговый платеж компании, подчеркнул Илья Саттаров.
Илья Саттаров подчеркивает: за счет субсидии итоговая стоимость автомобиля снижается, а вслед за этим и ежемесячный лизинговый платеж компании.
Одной из первых в России обновленной программой поддержки воспользовалась компания DIAZAN — перевозчик приобрел 40 тягачей марки КаМАЗ. Вслед за ростом финансирования программы «Российский тягач», планы приобрести отечественные грузовики озвучили в ГЛТ.
Рост расходов эксплуатацию и последствия
Увеличение размера субсидии помогает снизить расходы на закупку техники, но одновременно с этим компании столкнулись с резким ростом стоимости эксплуатации и обслуживания тягачей, отметил Динар Хабибуллин, генеральный директор ГК DIAZAN.
Он отметил, за полтора года ФОТ водителя грузовика увеличился от 50-100 %. Согласно данным «Авито Работа», средний уровень зарплаты этой категории сотрудников в России составил 124 714 руб, по состоянию на октябрь.
По статистике «Авто-ПЭК», выросла за полтора года и стоимость запчастей — на 20-50%, по некоторым категориям, таким как автошины — до 100%. Вслед за этим расходы на техобслуживание возросли на 30% год к году. «С начала 2023 год цены стабилизировались, но конечно не вернулись к исходным значениям», — отмечает заместитель директора ПЭК.
Розничная стоимость дизельного топлива с начала года выросла на 9,7%, до 64,06 руб. за литр. Цена бензина увеличилась на 8,2%, до 50,66 за литр АИ-92 и 55,34 за литр АИ-95, согласно данным Росстата.
Из-за всех этих факторов в первом полугодии 2023 года себестоимость грузоперевозок уже увеличилась на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Такие данные приводят в компании ГЛТ. Прогноз Вадима Филатова: в следующем году расходы перевозчиков продолжат расти, а за ними и тарифы.
«Уже 1 января 2024 года вступит в силу закон, устанавливающий необлагаемую налогами выплату суточных, полевого довольствия и других компенсаций сотрудникам, работа которых имеет разъездной характер, в размере 700 руб. Но этой суммы недостаточно для оплаты проживания, питания и других расходов водителя в рейсе», — считает Динар Хабибуллин. Из-за введения ограничений на суточные, в следующем году себестоимость перевозки может вырасти еще на 10-15%.
«Чтобы избежать «устаревания» автопарка и нехватки транспортных средств для доставки грузов по всей стране, важно разработать единую программу финансовой поддержки для транспортных компаний. Одна из возможных мер: дополнительное субсидирование на приобретение крупных партий — от 20 единиц техники», — отметил Вадим Филатов.