«Рекордных показателей грузопотока по Северному морскому пути удалось достичь благодаря нашим партнерам - в первую очередь ПАО «НОВАТЭК», чей СПГ составляет больше половины грузопотока. Большую роль в увеличении объема перевозок сыграли также ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «ГМК «Норникель», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление. В результате мы достигли плановой цифры 36 млн тонн еще до Нового года», - приводятся в сообщении слова главы «Росатома» Алексея Лихачева.
«Транзитные перевозки на СМП удалось не только вернуть к уровню 2021 года, но и обеспечить новый исторический максимум. В 2023 году перевозка транзита составит 2 млн 129 тыс. тонн. Основным грузом была нефть: перевезено 1,5 млн тонн, порядка 350 тыс. тонн пришлось на железорудный концентрат, также «Газпром» отправил одно судно со сжиженным природным газом в объеме 70 тыс. тонн, и «ЭЛСИ Майнинг» тоже отправила одно судно с 70 тыс. тонн. Транзитный грузопоток является маркером востребованности Севморпути, поэтому его рост с точки зрения морского логистического бизнеса - важнейший результат», - отметил специальный представитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
По данным «Росатома», в 2023 году было выдано 1218 разрешений (в 2022 году - 1163) на плавание в акватории Северного морского пути, в том числе 115 иностранным компаниям (в 2022 году - 55). Транзитом по СМП прошло 80 рейсов (в 2022 году - 47). Дважды совершена проводка крупных судов безледового класса, которые прошли Севморпутем в августе и октябре: балкер Gingo и балкер Platos из порта Мурманска прошли по СМП в китайские порты Циндао и Далянь. Кроме того, в 2023 году выполнены три регулярных каботажных рейса по Северному морскому пути из северо-западной части России в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении.
Общий объем перевозки грузов по Севморпути в 2022 году составил 34 млн тонн.