Грузооборот морских портов страны за прошлый год увеличился примерно на семь процентов и составил 900 миллионов тонн. Это рекордные показатели не только для новейшей истории страны, но даже для советских времен. Двузначные темпы роста продемонстрировали морские порты Каспийского региона, так как через них проходят транзитом грузы, следующие по международному транспортному коридору «Север - Юг». Чем вызван столь значительный рост грузопотока и как сохранить эту тенденцию? Справляется ли логистика с увеличением грузооборота и есть ли перспектива роста к концу 2024 года?
В Астраханской области два морских порта: Астрахань и Оля, расположенный на Волго-Каспийском канале, вблизи Каспийского моря. Их суммарный грузооборот в 2023 году стал рекордным за последние десять лет - свыше 4,3 миллиона тонн, что на 46 процентов превышает показатели перевалки 2022-го.
- Есть несколько факторов, влияющих на динамику, в первую очередь, геополитические условия. Россия наращивает товарооборот с Ираном и Юго-Восточной Азией. Цифры подтверждают возрастающую роль астраханского региона в транспортном коридоре «Север - Юг». Благоприятно на судоходстве сказались также дноуглубительные работы в Волго-Каспийском морском канале. Они были выполнены по поручению Президента РФ увеличить его проходную осадку до 4,5 метра, - рассказал «Российской газете» министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский.
Сейчас область имеет стабильный внешнеторговый оборот с Ираном: около 90 процентов всех грузов, проходящих через астраханский воднотранспортный узел, следуют в иранском направлении. Также транзитом идут грузы из Турции, Ирана, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана в Россию и обратно. При этом основу грузооборота составляет зерно: его перевалка выросла более чем в 2,5 раза и составила свыше двух миллионов тонн. Немалую роль сыграло и то, что в прошлом году в границы порта Астрахань включен дополнительный грузовой терминал, специализирующийся на перевалке зерна.
В целом номенклатура грузов - это пиломатериалы, химические изделия и удобрения, цемент, полипропилен, оборудование, автомашины. Сохраняется уверенный рост перевалки пищевых продуктов, большую часть которых составляет растительное масло. Причем вырос и импорт, и экспорт грузов.
Эксперты сходятся во мнении, что санкции, ставшие причиной пересмотра логистических маршрутов, дали второе дыхание астраханской портовой инфраструктуре. Сегодня операторы грузовых терминалов активно инвестируют средства в ее расширение, закупку оборудования и приобретение флота. Так, за последние годы иранские инвесторы, которым принадлежит контрольный пакет акций одного из астраханских портов, вложили в его инфраструктуру более 700 миллионов рублей. В Лиманском районе морской торговый порт Оля также наращивает мощности. Ввиду роста грузооборота здесь была открыта новая контейнерная площадка, установлены краны большей грузоподъемности.
Перспективы роста грузооборота через астраханский воднотранспортный узел власти связывают с развитием портовой особой экономической зоны в Лиманском районе. В настоящее время на восьмом и девятом причале идет обустройство современных терминалов для приема контейнерных и генеральных грузов, масла и зерна. Инвестиционные проекты реализуют два резидента. Уже возведены и работают склады для временного хранения зерна, построена дорога к причалам, проведены первые тестовые отгрузки зерна по временной схеме. По плану принимать контейнерные грузы причалы начнут с весны 2024 года, когда специалисты установят крановое оборудование, проведут необходимые работы на площадке и обустроят пункт пропуска.
Тем временем
Сотрудники Астраханской таможни в порту проверили первые восемь контейнеров мандаринов и апельсинов, прибывших из иранской провинции Мазандаран. Самая большая за последние два года партия цитрусовых весом более 180 тонн впервые поступила в Россию по Каспийскому морю по МТК «Север - Юг». Ранее поставки осуществлялись железнодорожным и автомобильным транспортом через Азербайджан.
Как сообщили в пресс-службе Астраханской таможни, иранские плоды импортировала в Россию московская фирма. Для перемещения скоропортящихся товаров используются специальные контейнеры-рефрижераторы, которые поддерживают необходимый температурный режим. В России груз проверен с помощью мобильного инспекционно-досмотрового комплекса в кратчайшие сроки. Сканирование и анализ рентгеновского снимка товара в грузовом отсеке одного контейнера в среднем заняло 18 минут. Товар поместили на склад временного хранения в Астрахани, а после оформления цитрусовые отправили грузовиками в различные регионы.
В министерстве внешних связей Астраханской области уточнили, что вторая крупная партия иранских цитрусовых ожидается в ближайшее время.