Коридор соединяет юг Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный округ, со странами Персидского залива транзитом через Азербайджан. Его общая протяженность больше 7000 км. В сравнении со стандартным маршрутом через Суэцкий канал, «Север-Юг» в два раза короче. За счет этого снижается время перевозки грузов. Вместо месяца – две недели.
Коридор «Север Юг» – это три потока: по западному побережью Каспия, по восточному побережью через Казахстан и Туркмению и непосредственно по Каспийскому морю. Сам маршрут – мультимодальный, то есть на нем используются разные виды транспорта. А перевозят в основном нефтяные грузы, зерно, черные металлы.
«Заключаются соглашения, связанные с уменьшением таможенных тарифов, развитием свободной торговли, а с другой стороны и уменьшением транспортных барьеров. То есть для развития этого коридора страны предоставляют скидки для перевоза грузов по МТК «Север-Юг», – сообщила директор Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова.
Два года назад по маршруту «Север-Юг» пустили ускоренные поезда для доставки сельхозтоваров. Российские экспортеры могут отправить мясную, молочную, кондитерскую, масложировую продукцию в Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Иран, Вьетнам и Индию.
«Основная его цель – это, конечно, снизить время в пути, потому что это очень важно для сельхозпродукции. И важно, конечно, так же, как МТК «Север-Юг», здесь важная составляющая – это тарифы. Поэтому весь этот проект направлен на формирование конкурентоспособных ж/д тарифов», – заявила директор Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова.
В таких вагонах из России отправляют продовольственные товары, а обратно возвращаются свежие фрукты. В 2022 году перевезли 500 тысяч тонн.