Разворот экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) сильно увеличил запрос на его железнодорожные перевозки на восток - непосредственно в Китай или порты Дальнего Востока. Но есть и другой путь - через Черное и Азовское моря. В отличие от нефти, которая почти вся идет в Китай или Индию, уголь поставляется в другие страны АТР, Африки и Ближнего Востока.
Модернизация Восточного полигона идет (реконструкция Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, увеличение грузопотока в Китай и восточные порты), но пока все запросы на отправку грузов на восток удовлетворены быть не могут. По оценкам участников рынка, разница между спросом компаний на провоз угля по Восточному полигону и пропускным возможностям железной дороги продолжит оставаться большой и в будущем. Спрос будет опережать предложение приблизительно на 60 млн тонн в год вплоть до 2035 года. При этом сам объем поставок угля за границу будет расти.
В Европу из России отправлялось около 50 млн тонн угля в год. Но в августе 2022 года ЕС ввел эмбарго на его импорт из нашей страны. До этого поставки шли из портов Балтики и Черного моря. Но Балтика для нашего угля теперь стала совсем невыгодна.
В Минэнерго на запрос «РГ» сообщили, что на сегодняшний день в приоритете остаётся экспорт через порты Дальнего востока. Поставки в южном направлении экономически нецелесообразны в связи с завышенной стоимостью услуг в портах.
Но как отмечает руководитель проектов «Яков и Партнеры» Александр Умрихин, экспорт через порты Черного моря может быть интересен нашим компаниям. Отсюда будут маржинальны поставки в Турцию, также эти порты могут использоваться при росте объемов экспорта в Индию, хотя для ряда месторождений будет более выгодным маршрут через восточные порты.
По данным Neft Research, в 2023 году выросли экспортные поставки российского угля через порты Балтики, Дальнего Востока и даже Арктики (Мурманск). И весь этот рост произошел на фоне спада отгрузок через порты Черного и Азовского морей на 8 млн тонн и общего снижения экспорта российского угля почти на 4%, до 212,5 млн тонн.
По словам Умрихина, проходимости самих южных портов достаточно, так как они сейчас не загружены на полную мощность. При этом железнодорожная инфраструктура является «узким местом», и ее расшивка положительно повлияет на перевозимые объемы угля. Но для оценки целесообразности вложений в железнодорожную инфраструктуру нужно понимать их окупаемость и учитывать множество других факторов, отмечает эксперт.
Мировые цены на уголь с начала 2023 года пошли вниз и сейчас находятся на уровне 130 долларов (год назад - 190 долларов) за тонну энергетического угля. Это, конечно, далеко от минимумов 2020 года, связанных с пандемией COVID-19, но ни о каких сверхприбылях для наших экспортеров речи нет. Поэтому любой рост затрат на логистику оказывается болезненным.
Рост спроса на уголь в Индии к 2030 году оценивается примерно в 300 млн тонн
Сейчас крупнейшие импортеры нашего угля - Китай, Индия и Турция. Основной рост спроса ожидается в Китае и Индии. Рост спроса на уголь в Индии к 2030 году, даже по самым пессимистическим прогнозам, оценивается примерно в 300 млн тонн (+25% к уровню нынешнего потребления). То есть отгрузки из южных портов будут выгодны отечественным компаниям как минимум при поставках на один из перспективнейших рынков сбыта. Более того, в 2023 году Россия отправила в Турцию 27,5 млн тонн энергетического угля - больше половины объема его экспорта в Европу до 2022 года.
В перспективе ожидается, что экспорт вырастет уже в этом году, но не благодаря расширению узких мест в инфраструктуре подвоза грузов к портам Азовского и Черного морей, а за счет увеличения пропускной способности Восточного полигона и строительства частной железной дороги к побережью Охотского моря от Эльгинского угольного месторождения.
Между тем
Правительство с 1 марта этого года вернуло курсовые пошлины для экспорта российского угля. Эта мера уже действовала с сентября до конца прошлого года. Размер выплат зависит от курса рубля к доллару и составляет от 4 до 7%. При курсе менее 80 рублей за доллар пошлина становится нулевой.
С другой стороны, углю не повысили ставку по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая затронула бы все угледобывающие компании и все объемы произведенного угля. Курсовая же пошлина выплачивается только экспортерами и только за отправленный за границу уголь.
Любое повышение налога или пошлины приводит к росту суммарных затрат производителя, отмечает Александр Умрихин из «Яков и Партнеры». Соответственно, при небольшом росте часть игроков из РФ могут потерять свои объемы на экспортных рынках: под ударом окажутся поставщики, находящиеся на конце «кривой себестоимости» - те, кто уступает по себестоимости производства либо не так близок к портам, поскольку они могут уступить конкурентам, которые ранее не торговали на этом рынке. При этом большой потери объемов ожидать не стоит, потому что 4-7% ставки пошлины не будут являться критичными для основной массы поставщиков.