Транзитное время выросло из-за перегруженности крупнейшего порта Объединенных Арабских Эмиратов — Джебель-Али, через который проходит более 80% грузопотока в Россию. Большая часть глобальных морских линий переориентировала поставки через Суэцкий канал на маршрут в обход Африки через мыс Доброй Надежды, что привело к сбоям в расписаниях рейсов и заторам в морской гавани. В итоге средний срок погрузки в порту увеличился до пяти дней, выгрузки — до двух дней. Растущие издержки морские линии перекладывают в тарифы, которые за январь-март увеличились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщается в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с Prime Shipping Agency, STS Logistics, «Лантранс», Neco Line Asia, Pak Shaheen (Pvt) Ltd.
За январь-март средний срок морской доставки грузов из ОАЭ в Россию увеличился с 25 до 52 дней, в зависимости от маршрута, погодных условий и загруженности линий, сообщается в обзоре. По состоянию на апрель, транзитное время перевозки из Джебель-Али в Новороссийск составляет 45-50 дней, в Санкт-Петербург — 65 дней, сообщают эксперты.
Рост сроков доставки связан с нарушением логистических цепочек, пояснил Антон Буянов, руководитель ПЭК: GLOBAL. Из-за конфликта в Красном море большая часть глобальных морских линий переориентировала поставки через Суэцкий канал на маршрут в обход Африки через мыс Доброй Надежды, транзитное время доставки увеличилось. Это привело к дисбалансу в ритмичности судозаходов, пояснил Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics.
Из-за сбоев в расписании регулярных рейсов морских линий, крупнейший порт ОАЭ — Джебель-Али столкнулся с заторами при погрузке, обработке и выгрузке судов, добавил Антон Буянов.
По словам Кирилла Власова, Джебель-Али — один из основных портов ОАЭ, интегрированных в маршрутную сетку большинства морских операторов. Крупнейшая морская гавань в Персидском заливе и девятый по загруженности порт мира обслуживает более 150 судоходных линий с совокупным объемом обработки 19 млн контейнеров в год. Джебель-Али включает 77 причалов для приема различных категорий судов и остается одним из основных портов ОАЭ со статусом свободной от пошлин экономической зоны (СЭЗ). В порту обрабатывается более 80% всех контейнерных грузов, которые следуют в Россию, подчеркнул Антон Буянов.
По словам директора по развитию бизнеса Prime Shipping Agency Саният Мустафаевой, за январь-март срок выгрузки судна в Джебель-Али увеличился с одного до пяти дней, погрузки — до двух дней. Из-за простоев издержки морских линий на доставку и обработку контейнеров существенно увеличились, вслед за этим выросли ставки, пояснила она. Тарифы на морские перевозки между Россией и ОАЭ за январь-март увеличились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в обзоре.
По состоянию на апрель, доставка по маршруту «Джебель-Али — Новороссийск» обойдется компаниям в $2000 за TEU и $3000 за FEU соответственно, сообщил Антон Шонин, руководитель отдела по работе с клиентами «Лантранс». По информации компании, на сегодняшний день многие крупные линии приостановили судозаход в порт Джебель-Али и все чаще прибегают к услугам фидеров для забора контейнеров оттуда, что, по мнению экспертов, не окажет положительного влияния на сложившуюся ситуацию.
Альтернативные порты и рост расходов
За девять месяцев 2023 года товарооборот России и ОАЭ увеличился на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $8,8 млрд, ранее сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков.
По итогам 2023 года категориями-лидерами стали: электроника, автомобили, запчасти, смазочные материалы, чай, косметические товары, сообщил Абдулла Фаррух, директор Pak Shaheen (Pvt) Ltd (линейный агент Neco Line Asia).
Согласно данным участников обзора, объем перевозок на направлении продолжает расти ускоренными темпами.
Чтобы ускорить и упростить доставку между Россией и ОАЭ операторы переориентируют часть грузопотока из Джебель-Али на менее загруженные площадки. По словам Саният Мустафаевой, альтернативой может стать порт Аль Хамрия в Дубае, который также имеет статус свободной от пошлин экономической зоны. Общая площадь территории — выше 20 млн кв. м., порт ежедневно обрабатывает большую часть экспортного грузопотока, который направляется из ОАЭ на Дальний Восток и в Индию.
Порт Халид, расположенный в Шардже, оборудован 21 причалом для судов и торговым терминалом. Большую часть грузов на направлении компании доставляют паромами до Ирана, а затем по Восточной ветке МТК «Север-Юг» — на территорию России.
«Порты Аль Хамрия и Халид работают в штатном режиме, перегруженности не наблюдаем. Поэтому, обрабатывая отправления на этих площадках, компании могут ускорить доставку из ОАЭ в Россию в среднем на 7 дней. Однако важно учитывать, что стоимость обработки контейнеров в этих портах дороже, а тарифы морских линий — на 25% выше по сравнению с доставкой через Джебель-Али», — подчеркнула Саният Мустафаева.
Компании отслеживают каждый этап доставки между Россией и ОАЭ в режиме реального времени. В условиях возможных задержек ПЭК GLOBAL рекомендует клиентам и партнерам планировать отгрузки заранее, подчеркнул Антон Буянов. При этом, по словам Саният Мустафаевой, логистическим операторам важно закладывать в транзитные сроки вероятность задержки при доставке, чтобы клиент не столкнулся с финансовыми издержками из-за опоздания товаров.