Десять заготовителей в Архангельской и Ульяновской областях внесли данные лесовозной техники в информационные системы, теперь за их перемещением наблюдают в режиме реального времени. Об этом сообщает Рослесинфорг.
Эксперимент будет проходить с января по июнь 2024 года.
«Участие в эксперименте предпринимателей, осуществляющих заготовку и перевозку леса, является добровольным и безвозмездным.
На первом этапе данные о десяти единицах лесозаготовительной и лесовозной техники внесены в информационные системы. Перемещение в режиме реального времени отслеживается в пилотной зоне, которая включает федеральные трассы, региональные и муниципальные автодороги, а также маршруты по землям гослесфонда», - говорится в сообщении.
Полученный опыт позволит наполнить ФГИС Лесного комплекса (ФГИС ЛК) данными о передвижении машин, которые заняты на заготовке древесины и осуществляют ее перевозку по всей стране. Все собственники тягачей, лесовозов и грузовиков, в том числе из других стран, осуществляющих транспортировку древесины, обязаны установить аппаратуру спутниковой навигации - это требование законодательства в области лесных отношений.
Использовать для перевозки леса не оборудованные техническими средствами контроля машины и технику со следующего года будет нельзя. Штрафы для юридических лиц стартуют с 200 тыс. руб. (законопроект принят в первом чтении). В рамках автоматизированного контроля по каждой машине будет проверяться одновременное наличие во ФГИС ЛК действующего электронного сопроводительного документа и ГЛОНАСС-трека.
Среди вопросов, на которые поможет ответить эксперимент, - скорость изменения данных о смене собственника или госномера транспортного средства во ФГИС ЛК. Оперативное обновление данных позволит избежать вынужденного простоя техники и ошибок при привлечении к административной ответственности.
Кроме того, не вся спецтехника ставится на учет в ГИБДД и имеет номерной знак. Специалистам Рослесхоза и Рослесинфорга предстоит выстроить правильную систему идентификации такой техники.
У лесозаготовителей и перевозчиков было и остается еще достаточно времени на установку датчиков и обсуждение деталей проекта в профессиональной среде.
Автоматический контроль треков лесозаготовительной техники и транспортных средств позволит дистанционно определять местоположение любой партии древесины в реальном времени. В Рослесинфорге считают, что такой контроль сделает оборот древесины неизвестного происхождения крайне затруднительным и позволит адресно выявлять нарушителей законодательства.
В перспективе система отслеживания треков лесовозов «обелит» рынок, заставляя его игроков соблюдать правила, а еще станет источником больших данных. ФГИС ЛК позволит собирать уникальную статистику, юридически значимые данные, с помощью которых можно анализировать структуру рынка лесоперевозок, определять самые востребованные направления и потенциал для инвестирования в лесоизбыточные районы.
Ежегодно, по данным Рослесинфорга, в перевозках древесины и пиломатериалов задействованы 157,8 тыс. автомобилей, которые доставляют лесной груз. Для лесосечных работ используется 16 142 единиц техники. Лесопожарной техники в стране 14 636 единиц.
Среди регионов по количеству лесовозов лидирует Красноярский край с 9,5 тыс. единиц техники. Вторую позицию занимает Иркутская область - 9,4 тыс. единиц
Однако пилотными регионами для тестовой интеграции двух систем в целях контроля за местонахождением и траекторией движения лесной техники выбраны регионы-лидеры в области цифровой трансформации.
В эксперименте участвуют 10 единиц спецтехники.
В Архангельской области за день один лесовоз в среднем перевозит 86,1 кубометров балансового сырья, пиловочника или фанерного кряжа (по 38 кубометров за один раз), совершая два и более рейсов в день. Один лесовоз работает от 150 до 205 дней в году. Основное количество рейсов приходится на зимний период. В Ульяновской области нагрузка на лесовозы в два раза меньше.